; Виды электронной подписи | Отличия видов ЭЦП — Удостоверяющий центр

Виды электронной подписи

Обновлено 16 июля 2025 12

В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.

Смотрите видео или читайте статью

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая электронная подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары «логин-пароль» в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Она создается средствами приложения, сайта или сервиса, в которой ее используют, и подтверждает, что ее выпустил конкретный человек.

Где используют простую электронную подпись

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, получения госуслуг, заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (ЭДО).

Простую электронную подпись нельзя использовать для сдачи отчетности в некоторых информационных системах и при подписании электронных документов, которые содержат гостайну.

Если вы еще не получили сертификат электронной подписи, оформите его в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Юридическая сила ПЭП

Простая электронная подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:

  • правила, по которым подписанта определяют по его простой электронной подписи.
  • обязанность пользователя соблюдать конфиденциальность ключа ПЭП (например, пароля в паре «логин-пароль» или СМС-кода, присланного на телефон).

Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору системы, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, один из способов подтвердить учетную запись на портале Госуслуг — лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП) создается с помощью криптографических программ с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.

Чтобы человек мог использовать НЭП, ему нужно создать два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Сделать это можно, например, в личном кабинете УЦ. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.

Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.

То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат получают в удостоверяющей центре. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе №63-ФЗ «Об электронной подписи». Их прописывают в соглашении или нормативно-правовом акте, в рамках которого используется НЭП.

Где используют неквалифицированную электронную подпись

НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

Юридическая сила НЭП

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

Подберем электронную подпись под любую задачу: для отчетности, торгов и личных дел. Поможем настроить компьютер и установить необходимые программы.

Квалифицированная электронная подпись, или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от нее тем, что:

Как руководителю получить электронную подпись

  • обязательно имеет квалифицированный сертификат, структура которого определена приказом ФСБ России №795 от 27.12.2011;
  • программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России;
  • выдавать сертификаты КЭП может только аккредитованный удостоверяющий центр — например, УЦ Контура.

Где используют квалифицированную электронную подпись

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

Юридическая сила КЭП

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий.  Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП,  их юридическая сила признается автоматически согласно Федеральному закону №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Всё про сертификат ЭП для сотрудника компании

Чем отличаются сертификаты руководителя и сотрудника

Сертификаты КЭП для руководителя или ИП содержат реквизиты юрлица. Их можно получить в государственных удостоверяющих центрах. УЦ Контура поможет получить их.

С помощью сертификата руководителя или ИП:

Подписывают документы от имени компании

Сдают отчетность

Участвуют в торгах

Оформлять доверенность для работы руководителю не нужно. По закону он может отчитываться и подписывать документы от имени компании без нее.

Сертификаты для сотрудника содержат только реквизиты физлица. Поэтому их называют личными. Оформить сертификаты физлиц можно в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, в том числе, в УЦ Контура.

С их помощью:

Подтверждают аккаунт на Госуслугах

Открывают ИП или регистрируют компании

Подписывают трудовые договоры

Участвуют в торгах

Оформляют патент на изобретение

Чтобы сотрудник с помощью сертификата физлица мог выполнять рабочие задачи — например, подписывать документы или сдавать отчетность от имени компании — на него нужно выпустить машиночитаемую доверенность. 

Отличия разных видов электронных подписей

Расскажем, какие сертификаты ЭП можно применить на популярных площадках.

Где использовать ПЭП НЭП КЭП руководителя или ИП КЭП физлица

Обмен документами внутри компании и с контрагентами

+

+

+

+

Работа на портале Госуслуг

+

+, если речь идет о НЭП Госключа

+

+

Почта России

+

-

+

+, нужна МЧД

Отчетность в СФР

-

-

+

+, нужна МЧД

Отчетность в ФНС

-

-

+

+, нужна МЧД

Передача данных в ЕГАИС

-

-

+

+, нужна МЧД

Работа на портале Честного знака

-

-

+

+, нужна МЧД

Подача документов в суд

+, для отдельных документов

-

+

+

Подведем итоги

Электронная подпись в России делится на три вида, каждый из которых имеет свои особенности.

Простая электронная подпись — например, логины, пароли или СМС-коды. В ее создании не участвует криптография. ПЭП используют для входа в личные кабинеты, получения госуслуг и обмена документами внутри компании и с контрагентами. Юридическую силу простая подпись получает, если это предусмотрено договором между сторонами.

Неквалифицированную электронную подпись создают с помощью закрытого и открытого ключей. Она подходит для обмена документами внутри компании и с контрагентами, но ее юридическая сила зависит от соглашения сторон.

Сертификат квалифицированной электронной подписи получают в аккредитованных удостоверяющих центрах. Его используют везде — для сдачи отчётности, работы с госорганами и участия в торгах. Квалифицированная электронная подпись автоматически признается равнозначной собственноручной подписи и подходит для задач, которые требуют максимальной юридической защиты.

Сертификат КЭП руководителя не то же самое, что и личный сертификат — с помощью последнего нельзя обмениваться документами и сдавать отчетность от имени компании без доверенности.

Сотрудники и уполномоченные лица организаций могут выполнить любую рабочую задачу с универсальной электронной подписью от Контура. Участвуйте в торгах, сдавайте отчетность и обменивайтесь документами с помощью одного сертификата ЭП.

Главные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Рассылка с новостями от наших экспертов раз в месяцГлавные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Другие статьи

Все статьи