Получить ЭП по доверенности нельзя — физлица и руководители юрлиц получают сертификат ЭП лично в государственном удостоверяющем центре. Но можно заказать курьерскую доставку сертификата ЭП с носителем. — Удостоверяющий центр

Можно ли получить электронную подпись по доверенности

28 марта 2024

Иногда будущий владелец в силу разных причин не может самостоятельно оформить сертификат электронной подписи. Можно ли доверить ее получение кому-то другому, разбираемся в статье.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) заменяет рукописный росчерк и придает документам юридическую значимость, а еще показывает, кто их подписал.

Электронная подпись состоит из сертификата, открытого и закрытого ключей. Они хранятся в памяти компьютера или на токене — носителе в виде USB-флешки.

Пользоваться электронной подписью может и частное, и юридическое лицо. Первый — может получить сертификат в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). ИП и руководители организаций — только в ФНС, Центробанке или Федеральном казначействе. ЭП физлица будет содержать только личную информацию о нем, юрлица — об организации и человеке, который действует от ее имени.

В Удостоверяющем центре Контура можно получить сертификат электронной подписи физлица. Дополнительно УЦ подготовит компьютер и настроит программы. Поможет получить сертификат ЭП руководителю и ИП

Как используют ЭП в электронном документообороте

Существует три типа электронных подписей: простая (ПЭП), неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная (КЭП).

ПЭП подтверждает авторство, но не гарантирует юридическую значимость документа, если стороны не заключили дополнительного соглашения. Простой подписью может быть, например, пара логин-пароль или код в смс от банка.

НЭП позволяет определить автора документа и доказать неизменность в нем информации. Она подходит для внутреннего документооборота и работы с внешними контрагентами. Но юридическую силу имеет, если стороны заключили соглашение об этом.

КЭП подтверждает авторство, неизменность документа, а также придает юридическую силу без дополнительных условий. Ее используют для сдачи отчетности, участия в торгах и работы с госорганами онлайн.

Чаще всего в документообороте используют КЭП. Физлицу она позволяет зарегистрировать юрлицо или ИП, работать удаленно, получить патент на изобретение или госуслуги через интернет. Юрлицу — обмениваться документами внутри компании, сдавать отчеты в ФНС и другие контролирующие органы, участвовать в торгах, производить банковские операции. Для этих же задач сотрудники организаций могут использовать ЭП физлица, если у них есть машиночитаемая доверенность от руководителя юрлица.

В каком случае можно получить сертификат ЭП по доверенности

Электронная подпись — это своего рода электронный паспорт, а для организаций — аналог печати: с ЭП можно совершать юридически значимые действия. Поэтому, чтобы получить сертификат ЭП, будущему владельцу нужно самостоятельно подтвердить личность в удостоверяющем центре или сделать это удаленно, например, с помощью другого своего сертификата КЭП. Дополнительно физлицо может удостоверить личность с помощью курьера. Эта опция есть в УЦ Контура.

Руководители и ИП получают сертификат ЭП в УЦ налоговой, которая предъявляет свои требования к удостоверению личности. Чтобы получить сертификат впервые, нужно посетить точку выдачи УЦ ФНС.

Главные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Рассылка с новостями от наших экспертов раз в месяцГлавные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Другие статьи

Все статьи