Объясним, как в России регулируют работу с электронной подписью и машиночитаемыми доверенностями.
В этой статье:
- Коротко про закон об электронной подписи
- Виды электронной подписи по 63-ФЗ
- За что по закону отвечают удостоверяющие центры
- С помощью чего создают электронные подписи
- Как правильно использовать КЭП и НЭП
- Что такое квалифицированный сертификат
- Когда сертификат ЭП перестает работать
- Сертификат прекращает действие
- Удостоверяющий центр аннулирует ключи ЭП
- Зачем нужны электронные доверенности
Коротко про закон об электронной подписи
Работу с электронными подписями регулирует Федеральный закон 63-ФЗ. Расскажем о его основных положениях.
Есть три вида электронной подписи: простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП), усиленная квалифицированная (КЭП).
КЭП признается юридически значимой и имеет силу равную собственноручной подписи без условий. НЭП и ПЭП требуют дополнительных соглашений между контрагентами или нормативно-правового акта, который описывает порядок их признания..
Сертификаты НЭП и КЭП выдают удостоверяющие центры. Квалифицированные — только аккредитованные УЦ
Удостоверяющие центры обязаны аннулировать ключи электронной подписи, которые были скомпрометированы или владельцы которых подали заявление о прекращении действия ЭП.
У сертификата ограниченный срок действия. Пока он не закончился КЭП можно продлить дистанционно, без очной идентификации.
Виды электронной подписи по 63-ФЗ
До 2013 года работу с электронными подписями регулировал Федеральный закон от 10 января 2002 года 1-ФЗ. Согласно нему существовал только один вид электронной подписи — так называемая ЭЦП. А в новом 63-ФЗ их три: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная (ст. 4 63-ФЗ). Сравним их с помощью таблицы.
Подробнее о видах электронной подписи
ПЭП | НЭП | КЭП | |
---|---|---|---|
Когда имеет юридическую силу |
Если есть отдельный нормативно-правовой акт или соглашение между участниками ЭДО (п. 2 ст. 6 63-ФЗ) |
Если есть отдельный нормативно-правовой акт или соглашение между участниками ЭДО (п. 2 ст. 6 63-ФЗ) |
Без дополнительных условий (ст. 5 63-ФЗ) |
Для чего используют |
— Подтверждают личность — Совершать онлайн-покупки — Работать с платежными системами — Подписывать документы в системе корпоративного ЭДО. |
— Обмениваться неформализованными электронными документами с партнерами и подрядчиками. |
— Сдавать отчетность, например, в налоговую; |
В каких случаях использовать нельзя |
Если документы содержат государственную тайну |
Если документы можно подписывать только вручную. Например, приказы об увольнении (ст. 22.1 ТК РФ) |
Если документы можно подписывать только вручную |
Где получить |
В информационной системе, в которой будут использовать ПЭП |
В любом удостоверяющем центре, в том числе неаккредитованном |
Физлицам — в аккредитованном удостоверяющем центре Руководителям или ИП — в УЦ ФНС или у доверенных лиц, в Центробанке или Федеральном Казначействе. |
За что по закону отвечают удостоверяющие центры
Удостоверяющие центры не только выдают квалифицированные и неквалифицированные сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам, но и (п. 1 ст. 13 63-ФЗ):
- устанавливают сроки действия сертификатов;
- аннулируют сертификаты, которые сами выдали, в определенных законом случаях;
- ведут реестр выданных и аннулированных ЭП;
- проверяют уникальность ключей проверки ЭП в реестре;
- проверяют ЭП по запросу участников электронного взаимодействия.
Все удостоверяющие центры обязаны:
- информировать о том, как и в каком порядке можно получить сертификат ЭП и как ей пользоваться;
- регулярно обновлять реестр отозванных сертификатов и защищать данные от утечки и уничтожения;
- предоставлять информацию из реестра сертификатов любому человеку по запросу;
- обеспечивать конфиденциальность ключей ЭП;
- отказать в создании сертификата, если действующий ключ ЭП не прошел проверку;
- сообщать владельцу КЭП о приостановлении использования ключа электронной подписи.
Чтобы коммерческий удостоверяющий центр смог выдавать сертификаты КЭП, он должен в раз в три года проходить обязательную аккредитацию (ст. 15 63-ФЗ). Решение о ней принимает специальная правительственная комиссия.
Аккредитованный УЦ не может передавать полномочия другому УЦ, чтобы тот выдавал сертификаты КЭП от его имени.
Оформить электронную подпись для физического лица в аккредитованном УЦ Контура
С помощью чего создают электронные подписи
НЭП и КЭП считаются усиленными, потому что их закрытые и открытые ключи, а также сертификат генерируют с помощью специальных криптографических алгоритмов — средств электронной подписи. Они должны отвечать требованиям Приказа ФСБ РФ от 27.12.2011 N 796.
С помощью средств ЭП можно узнать, вносили ли изменения в документ после подписания. Также они не позволяют вычислить закрытый ключ из самой ЭП или открытого ключа (ст. 12 63-ФЗ).
Как правильно использовать КЭП и НЭП
Необходимо соблюдать правила безопасности при работе с ключами ЭП (ст. 10 63-ФЗ).
Не использовать ключи чужой электронной подписи без согласия и не позволять другим это делать.
Не подписывать документы, если закрытый ключ ЭП узнали посторонние и в течение одного дня сообщить об этом удостоверяющему центру, контрагентам, с которыми обменивались документам, и контролирующим органам, в которые сдавали отчетность.
Удалить закрытый ключ с помощью специальных сертифицированных средств электронной подписи, когда истечет его срок действия.
Что такое квалифицированный сертификат
Сертификат — обязательный элемент квалифицированной электронной подписи. Именно он подтверждает, что открытый ключ ЭП принадлежит конкретному лицу. Согласно ст. 17 63-ФЗ, в сертификате содержится:
- уникальный номер и срок действия;
- для физлица — ФИО, СНИЛС и ИНН, для ИП — дополнительно ОГРН ИП, для юрлица дополнительно — наименование, адрес, ИНН и ОГРН организации, для иностранной организации — наименование, адрес владельца КЭП и ИНН;
- уникальный ключ проверки электронной подписи;
- перечень средств ЭП, которые использовали для создания открытого и закрытого ключей и самого сертификата;
- название и адрес аккредитованного УЦ, который выдал сертификат, и номер его квалифицированного сертификата;
- идентификатор, который доказывает присутствие заявителя в УЦ;
- собственно сертификат электронной подписи.
Также в квалифицированный сертификат возможно включить информацию о лицах, действующих по доверенности, если заявитель предоставит УЦ документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц.
В Удостоверяющем центре Контура можно выпустить КЭП для физлиц, самозанятых и руководителей
Когда сертификат ЭП перестает работать
Такие случаи можно поделить на две категории (ст. 14 63-ФЗ). Подробнее о них расскажем дальше.
Сертификат прекращает действие
Произойти это может по нескольким причинам.
Истек срок действия сертификата. В таком случае его нужно заменить: продлить онлайн или лично в удостоверяющем центре.
Владелец сертификата подал заявление об отзыве. Подробнее об этом процессе рассказали в статье.
Удостоверяющий центр, который выдал сертификат, прекратил деятельность. Например, у него не продлили аккредитацию.
В силу вступили новые редакции федеральных законов, нормативные правовые акты или соглашения между УЦ и владельцем ЭП. Такое было, например, в 2024 году — тогда начали действовать поправки в 63-ФЗ, которые запретили сотрудникам подписывать документы КЭП с реквизитами юрлица.
Удостоверяющий центр аннулирует ключи ЭП
Согласно ч. 6.1 ст. 14 63-ФЗ удостоверяющий центр должен аннулировать ключи в течение 12 часов, если:
- нет подтверждений, что открытый ключ, который находится у владельца сертификата, соответствует закрытому ключу, который указан в сертификате;
- указанный в сертификате закрытый ключ ЭП уже содержится в другом сертификате;
- суд установил, что сертификат содержит недостоверную информацию.
Зачем нужны электронные доверенности
Доверенности помогают подтвердить, что физическое лицо имеет право с помощью своего сертификата КЭП подписывать документы или отчетность от имени компании (п. 2 ст. 17.1 63-ФЗ). Нормы о них появились в 63-ФЗ, когда удостоверяющие центры перестали выдавать сотрудникам сертификаты ЭП с реквизитами юрлиц.
Закон разрешает использовать в документообороте любой формат доверенностей — как бумажные, так и электронные — или, как чаще говорят, машиночитаемые. Единые требования к ним указаны в ст. 185-189 ГК РФ. Но у машиночитаемых доверенностей есть дополнительные особенности.
Так, госорганы могут принимать собственные форматы доверенностей, но в таком случае они должны быть размещены на их сайтах. Еще они могут использовать единый формат МЧД — он опубликован на портале Госуслуг (ст. 17.5 63-ФЗ).
Выпустить МЧД форматов 003, 5.03 и 2.0, а также хранить их и подписывать КЭП руководителя, можно в Контур.Доверенности.