У индивидуальных предпринимателей возникает много вопросов по выпуску и использованию электронной подписи (ЭП) для торгов. В статье ответим на частые вопросы о том, какую ЭП выбрать, как ее получить и сколько времени это займет. Расскажем также, кто может пользоваться ЭП и как ее перевыпустить в 2022 году по новым правилам.

Понятие «электронная цифровая подпись (ЭЦП)» устарело, т.к. его нет в 63-ФЗ, теперь применяется термин «электронная подпись (ЭП)». Однако мы используем в статье оба сокращения, поскольку они привычны и распространены в разговорной речи.

Подготовка к получению ЭЦП для торгов для ИП

Большинство торгов проходят в электронной форме: запрос котировок, предложений, конкурсы и др. Для регистрации, работы на торговых площадках (ЭТП) и подписания контрактов нужна электронная подпись.
От того, на каких ЭТП вы планируете участвовать в тендерах, зависит вид ЭП, ее возможности, а также стоимость.
 
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) понадобится для госзакупок по 44-ФЗ, которые проходят на федеральных ЭТП:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан,
  • Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП),
  • Российский аукционный дом,
  • Национальная электронная площадка-Фабрикант (Электронные торговые системы),
  • Сбер А (ранее Сбербанк-АСТ),
  • РТС-тендер,
  • Электронная торговая площадка Газпромбанка.

Так же при помощи КЭП можно вести электронный документооборот с другими информационными системами, контрагентами, подписывать банковские гарантии.
 
Аукционы по реализации имущества предприятий-банкротов регулируют федеральный закон 127-ФЗ и приказ Минэкономразвития № 495 от 23.07.2015. Торги проводятся на аккредитованных ЭТП: Российский аукционный дом, СЭлТ, uTender и др. Для участия можно использовать квалифицированный сертификат ЭП.
 
Компании с госучастием, которые проводят закупки по 223-ФЗ, коммерческие торговые площадки устанавливают свои требования к виду ЭП. Это может быть неквалифицированная ЭП (НЭП), КЭП, КЭП с объемным идентификатором в структуре (OID) — специально для конкретной площадки. Например, расширение OID нужно для работы на ЭТП B2B-center, Фабрикант, uTender и др.

Чтобы не ошибиться и не пропустить торги, нужно заранее уточнить у оператора каждой площадки требуемый вид подписи. Кроме того, коммерческие ЭТП могут брать дополнительную плату, к примеру, за выигрыш на аукционе.

ca

Оформите ЭП в Удостоверяющем центре Контура. Такая электронная подпись подойдет для любой торговой площадки и всех видов торгов.

Использование электронной подписи

Перед получением ЭП важно определиться с порядком работы на ЭТП. Выступать в роли заказчика и поставщика, заключать контракты и подписывать документы ИП может только при помощи своей подписи. Оформить ЭП на другого сотрудника по закону нельзя. Таким образом, работу нужно выстроить так, чтобы ИП подписывал необходимые документы самостоятельно, без передачи ЭП третьим лицам.

Однако на практике случаются ситуации, когда руководитель передает сотруднику свою подпись. ЭП выпускается на имя индивидуального предпринимателя. Вы можете согласовать использование подписи под вашим контролем, в таком случае, следует зафиксировать это в документах организации.

Тем не менее важно помнить, что передавать свою ЭП небезопасно. Если сотрудник выполнит какие-либо неправильные или незаконные действия, владелец ЭП несет полную ответственность за любые последствия. Даже если есть документ, подтверждающий передачу подписи, к ответственности подчиненного привлечь не получится.

Решение технических проблем при работе на ЭТП

Зачастую при работе на разных ЭТП возникают различные технические ошибки. Самые распространенные из них звучат следующим образом:

  • «Выбранная подпись не авторизована»,
  • «Сертификат не прошел регистрацию»,
  • «Клиентский сертификат не сопоставлен с пользователем»,
  • «На вашем компьютере отсутствуют средства для работы с ЭП»,
  • «Отказано в доступе» и др.

Также периодически возникают и другие проблемы: сбиваются настройки подписи в ПК, антивирус блокирует работу с ЭП, вы не можете подать заявку на конкурсную процедуру и пр.

Перед началом работы будет не лишним понять, как вы будете решать технические и другие проблемы. Вы можете попробовать разобраться самостоятельно, выяснить у службы поддержки каждой ЭТП, как решить тот или иной вопрос, либо воспользоваться круглосуточной консультацией экспертов УЦ Контура. 

ca

Ответим на вопросы о торгах в рамках наших тарифов Поможем разобраться во всех вопросах, возникающих при работе с ЭП на ЭТП.

Перевыпуск электронной подписи

При получении ЭП важно занести в график дату, когда следует перевыпустить подпись. Это нужно, чтобы не упустить интересующие вас закупки только из-за того, что срок подписи истек. С тарифом «Марафон» от УЦ Контура можно забыть об обновлении ЭП на 2 года.

Обращаем внимание, что с 1 января 2022 года перевыпускать подпись ИП нужно по новым правилам. Для обновления или смены ЭП ИП должен обратиться в налоговую или к ее доверенным лицам.

Доверенные лица ФНС — это УЦ, прошедшие переаккредитацию по обновленным требованиям 63-ФЗ. УЦ Контура входит в их число.

Если в 2022 году у вас будет действующая подпись Контура, оформленная до 31 декабря 2021 года, то ей можно продолжать пользоваться, пока срок действия не закончится.

Документы для получения электронной подписи для торгов для ИП

Для приобретения сертификата ЭП нужен минимальный набор документов. О том, как подать заявку и какие документы предоставить, рассказываем ниже.

Подача заявления на выпуск подписи

Чтобы получить ЭП для торгов, можно обратиться лично в сервисный центр (СЦ) или оставить заявку на сайте Удостоверяющего центра (УЦ).

Менеджер УЦ перезвонит по вашей заявке, выставит счет и объяснит дальнейшие действия. Если вы хотите подать заявку без общения с менеджером, вы можете самостоятельно выставить себе счет на сайте и затем оплатить его.

Следующий шаг — это представление документов. У вас также есть два варианта: передать их лично в СЦ или загрузить скан-копии со своего компьютера через личный кабинет УЦ.

Документы для получения ЭП для торгов:

— паспорт,
— заявление на выдачу сертификата ЭП.

В электронной подписи для ИП содержатся сведения об основном регистрационном номере (ОГРНИП), сообщить его нужно при формировании заявки.

Другие документы, необходимые для получения ЭЦП

Также при приобретении сертификата электронной подписи могут потребоваться:

— страховое свидетельство Пенсионного Фонда (СНИЛС),
— свидетельство о постановке на учет в налоговый орган (ИНН).

Сервисный центр может запросить эти документы (оригиналы или заверенные копии), если не пройдет автоматическая проверка в государственных органах (ПФР и ФНС России).

Получение подписи для торгов для ИП

Чтобы получить ЭП, в УЦ нужно обратиться именно тому, на чье имя будет выдана подпись, отправить представителя по доверенности запрещает закон.

После подачи заявки оформление подписи займет всего 1-2 дня. Время необходимо на проверку корректности представленных документов: происходит сверка с государственными органами, проверяется читаемость скан-копий и правильность заполнения документов.

Удостоверяющий центр уведомит вас о результатах проверки данных. Если по какой-либо причине проверка не будет успешной, например, в заявлении будут опечатки или скан-копии будут загружены в неверном формате, представители УЦ свяжутся с вами и помогут с загрузкой корректных документов.

Если проверка пройдет успешно, вы будете приглашены в сервисный центр для подтверждения личности и получения токена. Для вашего удобства и экономии времени есть возможность воспользоваться услугой выезда курьера.

После этого останется выполнить несколько простых действий, и вы сможете использовать электронную подпись:

  1. Следуя инструкциям сервиса, зайти в личный кабинет УЦ и сгенерировать закрытый и открытый ключи.
  2. Запросить сертификат в УЦ и затем установить его при помощи сервиса автоматической установки.

Где еще можно использовать подпись для торгов для ИП

Электронная подпись для ИП экономит время и помогает решить большое количество задач:

  • подписывать любые документы (договоры, счета, платежные поручения и пр.),
  • отправлять бухгалтерские, налоговые и другие отчеты через интернет,
  • подключать онлайн-кассу для ведения розничной торговли,
  • производить и продавать товары, подлежащие обязательной маркировке,
  • получать государственные услуги на интернет-порталах,
  • подавать исковое заявление в суд и представлять иные необходимые документы и пр.

Преимущества получения ЭП в УЦ СКБ Контур

УЦ Контура подготовил несколько удобных тарифов для электронной подписи для торгов.

Электронная подпись 3.0 — универсальная ЭП для торгов с расширенными возможностями. Подойдет сотрудникам и представителям организаций-поставщиков и коммерческих заказчиков. Вы можете принимать участие на 542 площадках:

  • госзакупки по 44-ФЗ,
  • закупки по 223-ФЗ,
  • коммерческие торги,
  • реализация имущества обанкротившихся компаний и ИП.

Данную ЭП можно использовать и для всех иных задач, описанных выше.

Стоимость тарифа «Электронная подпись 3.0» от 5900 руб. за год.

Марафон — подписка на сертификат ЭП для тортов для сотрудников компании оформляется на 2 года. С этим тарифом вы значительно экономите:

  • лицензия КриптоПро CSP за годовую цену,
  • покупка расширений для ЭТП по льготной цене,
  • согласование счета и подготовка документов для ЭП один раз,
  • перевыпуск сертификата, если понадобилась новая ЭТП.

Стоимость тарифа «Марафон» — 13900 руб. за год

Навигатор.Торги и Навигатор.Торги 2.0 — электронная подпись ФНС для директоров и ИП с перевыпуском сертификата. Тарифы отличаются друг от друга количеством выдаваемых сертификатов, в Навигаторе.Торги выдается 1 сертификат, в Навигатор.Торги 2.0 вы выпускаете два сертификата ФНС друг за другом. В тарифы также включен сертификат для сотрудника за 1 рубль.

Оформляя ЭП в СКБ Контур, вы получаете:

  • автоматическую установку программ для электронной подписи,
  • быстрый выпуск сертификата,
  • помощь экспертов по торгам,
  • неограниченное количество бесплатных перевыпусков сертификата, если у вас изменились реквизиты, сломался или потерялся токен,
  • оформление банковской гарантии без визита в банк,
  • круглосуточная техподдержка и др.

Кроме того, вы всегда можете получить ЭП, не выходя из дома или офиса. Воспользуйтесь услугой выезда курьера, мы приедем к вам, чтобы удостоверить личность, забрать документы и передать токен.

ca

Оформите ЭП в Удостоверяющем центре Контура. Такая электронная подпись подойдет для любой торговой площадки и всех видов торгов.


Электронная торговая площадка Фабрикант

Электронная торговая площадка «Фабрикант» сотрудничает более, чем с 300 тысячами заказчиков, которые ежедневно размещают на площадке более шести тысяч торгов. Разберемся, какие компании размещают тендеры на ЭТП «Фабрикант» и как участвовать в этих закупках.

Отличия аукциона от конкурса

Аукцион и конкурс — это конкурентные способы выбора поставщика, которые применяют заказчики. Общие принципы их проведения схожи, но правила выбора поставщика в таких тендерах существенно различаются.

Виды и формы торгов, аукционов, конкурсов, тендеров

Видов торгов много — аукцион, конкурс, запрос котировок и другие — когда только начинаете участвовать, разобраться сложно. В статье наши эксперты перечислили основные виды торгов и разделили их по типу заказчика, правилам проведения и льготам для малого бизнеса.

ЭЦП для физических лиц и самозанятых для торгов

Большое количество закупок проходит в электронном виде. Для участия в торгах физическим лицам и самозанятым необходима электронная подпись (ЭП). О том, какая подпись нужна, какие подготовить документы для ее получения и на каких электронных площадках можно участвовать в торгах, рассказываем в статье.

Можно ли участвовать в торгах без ЭЦП

Большинство госзакупок по 44-ФЗ, все торги среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ и многие коммерческие закупки проходят в электронном виде. Чтобы участвовать в них, нужна электронная подпись (ЭП или ЭЦП), чаще всего — квалифицированная. Есть лишь небольшая часть торгов, в которых можно поучаствовать без ЭП. Расскажем о них в статье.