8 800 500-05-08 Заказать звонок Онлайн консультант

Банковские, страховые и другие услуги для юридических и физических лиц постепенно переходят в сферу электронного документооборота. В том числе можно оформить в электронном виде банковскую гарантию. Что нужно для этого сделать?

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия — один из способов обеспечить выполнение обязательств, которые берет на себя исполнитель договора. Это документ, который подтверждает готовность банка-гаранта выплатить одной стороне сделки заранее оговоренную сумму, если другая сторона по каким-то причинам не исполняет свои обязательства по контракту.

Банковская гарантия — это удобная альтернатива другим вариантам обеспечения обязательств: залог, поручительство, задаток “живыми” деньгами. Используя банковскую гарантию, исполнителю контракта не придется закладывать какое-либо имущество или брать деньги из оборота и “замораживать” их на счету заказчика до полного исполнения обязательства по контракту.

Электронная банковская гарантия — это обычная гарантия, но оформленная в виде электронного документа, имеющего юридическую силу. Все коммуникации с банком и оформление такой гарантии проходят через интернет, а документы подписываются электронной подписью, которая придает документам юридическую силу.

Кому и когда требуется банковская гарантия

В коммерческих правоотношениях

Банковская гарантия, как инструмент обеспечения исполнения контракта, используют для покрытия рисков при заключении любых сделок — например, с поставщиками, застройщиками и туристическими компаниями. В этом случае требование предоставить гарантию устанавливает заказчик по своему усмотрению, а ее применение регулируется Гражданским кодексом.

В государственных закупках  

В системе госзакупок банковская гарантия используется особенно широко. Согласно федеральному закону № 44-ФЗ госзаказчики обязаны требовать от участников обеспечение заявки и контракта во всех электронных аукционах и конкурсах, независимо от цены закупки. Один из способов предоставить такое обеспечение — банковская гарантия. Ее можно представить для:

  • обеспечения заявки в конкурсе (от 0,5 до 5% от начальной цены контракта),
  • обеспечения исполнения контракта, заключенного по результатам конкурса или электронного аукциона (от 5% до 30% начальной стоимости контракта),
  • возврата аванса, предусмотренного контрактом (в размере аванса).   

Сроки подписания контрактов четко установлены законом:

  • 5 календарных дней с момента получения контракта от заказчика в электронном аукционе,
  • 10 календарных дней  — при участии в открытом конкурсе.

В среднем оформление бумажной гарантии занимает 3-7 дней при первом обращении и 2-3 дня при дальнейших. Срок зависит от требований банка и от суммы. Учитывая ограниченные сроки, за которые нужно успеть получить банковскую гарантию, стала особо популярной ее электронная форма.

Преимущества электронной гарантии

Среди основных преимуществ банковской гарантии в электронном виде можно назвать такие:  

  • Возможность получить гарантию в любом регионе России от банка, предложившего наилучшие условия.
  • Возможность быстрее предоставить в банк нужные документы и сведения и получить ответ от банка.
  • Возможность одновременно отправить заявки в несколько банков.  

Как оформить гарантию в электронном виде

Получить электронную подпись

Подписание всех документов происходит с помощью квалифицированного сертификата электронной подписи (КЭП). Этот вид подписи придает документам юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками электронного документооборота.

Нужно учесть, что для аккредитации на шести ЭТП госзаказа требуется неквалифицированная подпись (НЭП). Если вы уже участвуете в электронных аукционах на площадках госзакупок и планируете воспользоваться услугами банка через интернет, лучше заранее позаботиться о наличии КЭП.  

Выбрать банк или брокера

Лучше заранее выяснить, какие банки готовы выдавать гарантии в электронному виде и какой лимит на сумму гарантии, оформленной через интернет.

Банк, выдающий гарантии для участников госзакупок по 44-ФЗ, должен входить в соответствующий реестр Минфина России. Для гарантий в коммерческих правоотношениях таких требований нет, можно выбирать любой банк, ориентируясь на его репутацию и опыт сотрудничества.

Подготовить документы

Пакет зависит от банка, точный перечень и требования к сканам нужно обязательно уточнить у специалиста или на сайте гаранта. Как правило, банки требуют такие документы:

  • Общие сведения о компании: устав, свидетельство о регистрации, приказы о назначениях на должности руководителя и главного бухгалтера, свидетельства ИНН и ОГРН.
  • Документы из налоговой: выписка из ЕГРЮЛ не старше 30 дней и справка об отсутствии задолженности по налогам.
  • Финансовые документы: бухгалтерская отчетность (формы 1 и 2) поквартально за последний год, отчет о прибыли и убытке. Если организация на УСН, то нужна налоговая декларация за последний финансовый год. Для ИП на ОСН — налоговая декларация по форме 3-НДФЛ.
  • Информация о конкурсе: проект контракта со всеми приложениями, справка о технических и кадровых ресурсах организации-поставщика.

Готовить полный пакет документов для одного банка потребуется только один раз. В дальнейшем нужно будет только актуализировать ранее отправленные сведения.

Получить гарантию

Банковская гарантия будет доступна в электронном виде в личном кабинете, заверенная квалифицированной электронной подписью. Проверьте, что банк внес ее в реестр гарантий на сайте zakupki.gov.ru. Если нужен бумажный вариант, его можно запросить у банка, а затем забрать лично или получить по почте.

К списку статей