Квалифицированная электронная подпись (КЭП) - сферы применения — Удостоверяющий центр

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Обновлено 9 июня 2025

Квалифицированная электронная подпись или КЭП — самый надежный вид электронной подписи. Документ, который заверили с ее помощью, равнозначен бумажному с собственноручной подписью. Сегодня насчитывается более больше 500 сайтов, программ и систем, которые работают с КЭП. Расскажем об основных из них.

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Взаимодействие с государством

Обзор основных систем и порталов, где понадобится КЭП.

Госуслуги

Большинство федеральных и региональных ведомств сейчас оказывает услуги в электронном виде. Чтобы их получить, нужна КЭП. На Госуслугах она пригодиться для авторизации, получения разных лицензий, разрешений и выписок, отправки уведомлений в МВД. 

На портале услуг Москвы сертификат квалифицированной электронной подписи понадобиться, например, чтобы получить разрешения на такси, проезд грузового транспорта, установку вывесок и рекламных конструкций.

Электронная подпись от УЦ Контура поможет легко работать на Госуслугах и еще 500+ площадках

Отправка отчетности

С помощью КЭП юрлица и ИП могут отправлять отчетность во многие контролирующие органы. Например, в ФНС, СФР, Росстат, ФТС, Центробанк, Росприроднадзор.

Некоторые госорганы принимают отчетность только онлайн, сдать ее при личном визите не получится, в остальных случаях — это удобный инструмент, который позволит сэкономить время. 

Отправка строительной документации

Строительным организациям КЭП пригодиться, чтобы направлять на экспертизу проектную документацию и результаты инженерных изысканий. Эти документы принимают Главгосэкспертиза и региональные порталы экспертизы и только в электронном формате. 

Работа с системами ЖКХ

Все организации сферы ЖКХ, такие как органы власти, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК, фонды капитального ремонта должны направлять сведения в ГИС ЖКХ, а ресурсоснабжающие организации еще в ФГИС ЕИАС. Для подписания документов в этих системах также используют КЭП. 

Росреестр

На этом портале пользователи могут получить госуслуги, которые предоставляет федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии. Например, там можно:

  • получить выписку из ЕГРН,
  • провести государственную регистрацию сделки с недвижимостью,
  • подать заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет,
  • запросить информацию об объектах недвижимости,
  • выполнить другие действия (их перечень есть на портале).

Системы маркировки

В них работают компании, которые производят, продают или перепродают определенные виды товаров. Например: 

  • Производители и продавцы алкоголя фиксируют информацию о транзакциях с ним в ЕГАИС.
  • Транзакции по драгоценным металлам, камням и изделиям из них заносят в ГИИС ДМДК. 
  • Организации, которые работают с лесом, регистрируют всю информацию о перемещении и продаже древесины во ФГИС ЛК.
  • Данные о перемещении и реализации лекарств, одежды, молочной продукции, энергетиков, воды и других товаров фиксируют в системе Честный знак.

Суды 

Подавать документы в суд можно онлайн через две системы: ГАС «Правосудие» и «Мой Арбитр». Перед отправкой их нужно заверить с помощью квалифицированной электронной подписи.

Оставьте заявку и удаленно оформите КЭП: для руководителя, подчиненного физического лица и ИП — наши специалисты помогут подобрать электронную подпись под нужную задачу.

Внешний и внутренний документооборот 

Юридические лица и предприниматели могут заверять электронной подписью любые документы, которыми они обмениваются между собой: счета-фактуры, УПД и другие. Квалифицированная электронная подпись — гарант их юридической силы. Документ, подписанный КЭП, можно долго хранить в архиве, использовать в качестве доказательства в суде. Чаще всего контрагенты обмениваются документами через операторов ЭДО, например, Контур.Диадок.

Во внутреннем документообороте КЭП используют, чтобы визировать и утверждать электронные документы. Например, директор подписывает электронной подписью распоряжения, приказы, договоры. Это значит, что документ утвержден и может быть передан на исполнение. Кроме того, КЭП можно использовать в кадровом ЭДО между компанией и ее сотрудниками.

Крупные корпорации, у которых огромное количество внутренних и внешних документов, интегрируют систему ЭДО с бухгалтерской программой и учетной системой. Это избавляет компанию от необходимости дублировать на бумаге все документы, в том числе, бухгалтерские первичные документы, договоры с удаленными сотрудниками и т.д.

Удобный выпуск и учет электронных подписей в вашей компании — через Корпоративный центр регистрации. Пусть сотрудники получают сертификаты на рабочем месте, а руководители контролируют процесс.

Участие в электронных торгах

Электронная подпись нужна заказчикам и поставщикам для работы на электронных торговых площадках (ЭТП). Именно подпись придает юридическую силу всем операциям на ЭТП и контрактам, которые заключают между собой контрагенты. 

Квалифицированная подпись потребуется, чтобы участвовать в торгах:

  • госзаказа по 44-ФЗ и 223-ФЗ в качестве заказчика или поставщика,
  • по реализации имущества банкротов по 127-ФЗ,
  • коммерческих компаний.

Перед участием в закупках, нужно пройти аккредитацию на выбранной площадке.

Ответим на вопросы о торгах в рамках наших тарифов Поможем разобраться во всех вопросах, возникающих при работе с ЭП на ЭТП.

КЭП в других сферах

Еще порталы и организации, где сведения и документы можно подавать онлайн. 

Федресурс

Многим организациям и ИП требуется размещать информацию в реестре ЕФРСФДЮЛ, а арбитражным и конкурсным управляющим — в ЕФРСБ. Сделать это можно через портал Федресурса. 

Банки

При работе с банками компании все чаще используют КЭП. Например, с их помощью онлайн подписывают платежные и финансовые документы. 

Порталы раскрытия информации 

Есть пять специальных сайтов, где по требованиям законодательства некоторые организации должны публично размещать информацию о своей деятельности. Например, акционерные общества публикуют там отчетность и списки аффилированных лиц. Также данные на этих порталах обязаны публиковать некоторые некоммерческие и государственные организации.

Удостоверяющий центр Контура помогает получить сертификат электронной подписи руководителям, сотрудникам и физлицам. Помогает разобраться в законодательстве и подготовить компьютер к работе с КЭП.

Главные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Рассылка с новостями от наших экспертов раз в месяцГлавные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Другие статьи

Все статьи