Аккредитация на электронных торговых площадках (ЭТП) и в ЕИС нужна для обеспечения безопасности участников торгов. Как получить аккредитацию, и с какими трудностями можно столкнуться, рассказываем в статье.
Какой срок аккредитации на электронной площадке
Проходить аккредитацию или регистрацию требуют все электронные торговые площадки (ЭТП) и Единая информационная система закупок (ЕИС). Она подтверждает, что участник закупки соответствует требованиям законодательства, регламенту площадки и может участвовать в электронных торгах. Срок аккредитации зависит от вида площадки, на площадках госзаказа аккредитация действует бессрочно.
Аккредитация на федеральных торговых площадках госзакупок
На этих площадках проводят торги государственные и муниципальные бюджетные организации по 44-ФЗ «О контрактной системе». Госплощадок всего восемь:
- Сбербанк-АСТ.
- РТС-тендер.
- Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП).
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф).
- Электронные торговые системы (ЭТП «Фабрикант»).
- Российский аукционный дом (lot-online).
- ТЭК-Торг.
- ЭТП Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Аккредитация и участие в торгах на этих площадках бесплатные. Чтобы получить аккредитацию нужно:
- Зарегистрировать руководителя организации на Госуслугах.
- Создать профиль организации на Госуслугах.
- Зарегистрироваться или зарегистрировать организацию в Единой информационной системе закупок
- Дождаться, когда информация из системы дойдет до ЭТП, и одобрят аккредитацию.
Формально все этапы получения аккредитации занимают до 16 дней. На практике — 1-5 рабочих дней, 1-2 дня — если у компании уже есть профиль на Госуслугах, и все системы работают без сбоев.
Пока ЕИС интегрируется с площадкой, вы не сможете участвовать в опубликованных на ней закупках. Этот процесс занимает около одного рабочего дня.
Регистрация на ЭТП для закупок компаний с госучастием, коммерческих организаций, реализации торгов банкротов
У компаний с госучастием и коммерческих компаний нет ограничений по выбору ЭТП. Сейчас активно работают более 300 таких площадок, и заказчик может использовать любую из них. Самые популярные — OTC.ru, Фабрикант, УТП Сбербанк-АСТ, В2В-center и другие.
Иногда крупные госкомпании создают свою электронную торговую площадку для закупок товаров и услуг на свои нужды — например, такая площадка есть у РЖД.
Принципиальное отличие этих ЭТП, что оператор сам устанавливает регламент работы и условия регистрации. Например, на некоторых требуется электронная подпись с допуском на площадку.
Какие документы нужны для аккредитации
Пакет документов на каждой ЭТП может незначительно отличаться. Что требует площадка нужно уточнить в ее регламенте непосредственно перед аккредитацией.
Например, для регистрации в ЕИС юридическому лицу не понадобятся документы: нужно только указать максимальную сумму сделки, заполнить паспортные данные руководителя организации, указать номер телефона и электронную почту. Организациям инвалидов, уголовно-исполнительной системы и СОНКО также потребуется декларация принадлежности к их категории участников торгов. Физическому лицу же для регистрации в ЕИС понадобится паспорт.
Электронная подпись физлица от Контура позволит вам участвовать в торгах на любых площадках
Как проходит аккредитация
Чтобы пройти аккредитацию, нужно следовать инструкции
Получите сертификат электронной подписи
Если у вас нет сертификата для торгов, его нужно получить в ФНС или аккредитованном удостоверяющем центре. Например, в УЦ Контура. Электронной подписью вы будете подписывать все документы для участия в тендерах и подтверждать свои действия на электронных торговых площадках:
- для участия в торгах по 44-ФЗ нужна квалифицированная электронная подпись;
- для коммерческих торгов — квалифицированная подпись, а в отдельных случаях доступы на площадку.
Этот шаг можно пропустить, если вы планируете работать на ЭТП, на которых не требуют сертификаты электронной подписи. Это, например, ЭТП Фосагро, Bidzaar, тендерная площадка ПАО «Газпромнефть».
Заполните заявку и загрузите документы
Аккредитация в ЕИС или на ЭТП проходит онлайн. На площадке в разделе «Регистрация» заполните заявку. Для этого нужно указать сведения о компании и приложить сканы документов, которые требует ЭТП.
Отправьте заявку
Все документы перед отправкой нужно подписать электронной подписью в интерфейсе ЕИС или ЭТП. После этого заявка уйдет на рассмотрение. Если документы в порядке, аккредитацию дадут. Если документы предоставлены неверно по форме или содержанию, в аккредитации откажут и объяснят причину отклонения. После исправления ошибок, заявку на аккредитацию можно подать повторно.
С какими проблемами можно столкнуться, если проходить аккредитацию самостоятельно
Подготовить документы и отправить заявку на аккредитацию в ЕИС или на ЭТП можно самостоятельно. Но у ЕИС, площадок по 223-ФЗ, специализированных ЭТП, коммерческих заказчиков и банкротов разные требования к составу и форматам документов, а также скорость решения возникших проблем.
Если не готовы самостоятельно получать аккредитацию на площадках, то можете обратиться к специалистам по сопровождению. Они знают проблемные места каждой площадки и смогут их обойти.
Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.
Нужна ли доверенность на получение аккредитации и как ее сделать
Чтобы сотрудник получил доступ к возможностям ЭТП, нужно оформить на его имя машиночитаемую доверенность. Если ему нужно участвовать в торгах по 223-ФЗ для малого и среднего предпринимательства или 44-ФЗ, можно выпустить МЧД в Единой информационной системе. В остальных случаях всё зависит от требований конкретной ЭТП. Подробности можно узнать в статье.
Какой срок действия аккредитации
Аккредитация в ЕИС бессрочная. Ее срок на других ЭТП зависит от условий самой площадки.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.