Получаем сертификат электронной подписи в ФНС

С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций, ИП и нотариусы получают сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС.

Куда руководителю обращаться за сертификатом электронной подписи, зависит от типа организации: 
— Банк, финансовая организация или ИП — в Центробанк (инструкция).
— Государственный, муниципальный орган и подведомственное учреждение — в Казначейство (инструкция для руководителей и должностных лиц).
— Остальные организации и ИП, а также нотариусы — в ФНС. Инструкция по обращению ниже.

ca

Получите и используйте сертификат ФНС с легкостью. Выдача сертификата, установка, помощь в отчетности и торгах — и другие услуги, нужные руководителю.

Инструкция по получению сертификата электронной подписи в ФНС

1. Соберите документы, найдите носитель

В налоговую руководителю нужно принести:

  • Паспорт РФ, оригинал
  • СНИЛС, оригинал
  • номер ИНН физического лица — будущего владельца сертификата 
  • Токен — защищенный носитель, внешне похож на usb-флешку. Обычная флешка не подойдет, нужен токен, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России. Используйте токен, который ранее получали, или купите новый в Контуре
  • Документация на токен. ФНС не требует предоставлять документацию на носитель или сертификат соответствия (см. четвертый вопрос на странице ФНС).  Если, несмотря на данное разъяснение, в точке выдачи у вас попросят документацию на носитель, то скачайте документ на сайте производителя. Сертификаты на носители марки «Рутокен» можно скачать здесь. Документация на носитель «Рутокен лайт» — сертификат соответствия и информационное письмо.

2. Посетите налоговую

Выберите отделение на сайте ФНС в разделе «Порядок получения электронной подписи». Услугу по выдаче сертификата оказывают не все инспекции, а только те, что указаны в перечне налоговой. Записываться на прием не нужно, сертификаты выдают в порядке живой очереди.

Прийти в отделение нужно лично ИП или руководителю организации — лицу, которое может действовать от имени компании без доверенности. Этого требует ФНС (п.25 Приказа ФНС № ВД-7-24/982@). ФНС планирует, что второй и следующий сертификаты можно будет получить удаленно.

Посетите инспекцию — там проверят документы, выпустят сертификат электронной подписи и запишут на токен. Судя по отзывам наших пользователей, этот процесс может занять от 5 минут до суток. Поэтому иногда нужно приехать в налоговую второй раз.

Когда сертификат выпустят, вам нужно будет подписать расписку о получении сертификата.

3. Настройте компьютер

Чтобы сертификат ФНС работал у вас на компьютере, нужно чтобы на нем была программа КриптоПро CSP и настроенный браузер. Лицензию на КриптоПро CSP налоговая включает в сертификат.

Сертификат ФНС нельзя скопировать — налоговая устанавливает это ограничение для большей безопасности. Поэтому одновременно использовать его на двух компьютерах не получится. Всем сотрудникам, которые подписывают документы организации, понадобятся собственные сертификаты электронной подписи. Получить их можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, например, в Контуре.

Контур поможет настроить сертификат ФНС и использовать его. Подскажем, как работать на Госуслугах, Честном ЗНАКе, ФТС и других порталах. А наши специалисты зарегистрируют сертификат на ЭТП и расскажут, как участвовать в торгах.

ca

Уже получили сертификат ФНС? Закажите годовые консультации по его работе. А если сертификата еще нет — легко оформите его через Контур.


Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

Вводится переходный период для электронных доверенностей и изменений в сфере электронной подписи

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году. Изменения в 63‑ФЗ

С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.

Все, что нужно знать о переходе на новый ГОСТ 2012

Отвечаем на популярные вопросы пользователей электронных подписей. До какого времени действителен ГОСТ 2001? Могут ли информационные системы отказаться принимать сертификаты на старом ГОСТе? Нужно ли менять токен и средства криптографической защиты информации?