С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций, ИП и нотариусы получают сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС.
Куда руководителю обращаться за сертификатом электронной подписи, зависит от типа организации:
- Банк, финансовая организация или ИП из финансового сектора — в Центробанк (инструкция).
- Государственный, муниципальный орган и подведомственное учреждение — в Казначейство (инструкция для руководителей и должностных лиц).
- Остальные организации и ИП, а также нотариусы — в точках выдачи ФНС. Инструкция по получение ниже.
Получите и используйте сертификат ФНС с легкостью. Выдача сертификата, установка, помощь в отчетности и торгах — и другие услуги, нужные руководителю.
Инструкция по получению сертификата электронной подписи в ФНС
1. Соберите документы, найдите носитель
В налоговую руководителю нужно принести:
- Паспорт РФ, оригинал
- Номера СНИЛС и ИНН физического лица — будущего владельца сертификата
- Токен — защищенный носитель, внешне похож на usb-флешку. Обычная флешка не подойдет, нужен токен, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России. Используйте токен, который ранее получали, или купите новый в Контуре.
Иногда может понадобиться документация на токен. Сейчас налоговая не требует предоставлять документацию на носитель или сертификат соответствия (см. четвертый вопрос на странице ФНС). Если в точке выдачи у вас всё же просят документацию, то скачайте документ на сайте производителя. Прикладываем документацию для носителей «Рутокен» и документацию на «Рутокен лайт» — сертификат соответствия и информационное письмо.
2. Посетите налоговую или доверенное лицо ФНС
Выберите отделение на сайте ФНС в разделе «Порядок получения электронной подписи». Услугу по выдаче сертификата оказывают не все инспекции, а только те, что указаны в перечне налоговой. Записываться на прием не нужно, сертификаты выдают в порядке живой очереди. Вместо отделения налоговой можно посетить офис доверенного лица ФНС, посещение по записи.
Прийти за сертификатом нужно лично ИП или руководителю организации — лицу, которое может действовать от имени компании без доверенности. Этого требует ФНС (п.25 Приказа ФНС № ВД-7-24/982@). Получить первый сертификат удаленно нельзя, а вот второй и следующий — можно в личном кабинете налоговой.
Посетите выбранную точку выдачи. Там проверят документы, выпустят сертификат электронной подписи и запишут на токен. Судя по отзывам наших пользователей, этот процесс может занять от 5 минут до суток. Поэтому иногда нужно приехать в налоговую второй раз.
Когда сертификат выпустят, вам нужно будет подписать расписку о получении сертификата.
3. Настройте компьютер
Чтобы сертификат ФНС работал у вас на компьютере, нужно чтобы на нем была программа КриптоПро CSP и настроенный браузер.
Контур поможет настроить сертификат ФНС и использовать его. Подскажем, как работать на Госуслугах, Честном ЗНАКе, ФТС и других порталах. А наши специалисты зарегистрируют сертификат на ЭТП и расскажут, как участвовать в торгах.
Уже получили сертификат ФНС? Закажите годовые консультации по его работе. А если сертификата еще нет — легко оформите его через Контур.
4. Оформите сотрудникам сертификаты
Ключ электронной подписи ФНС нельзя скопировать — налоговая устанавливает это ограничение для большей безопасности. Поэтому одновременно использовать его на двух компьютерах не получится. Всем сотрудникам, которые подписывают документы организации, понадобятся собственные сертификаты электронной подписи. Получить их можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, например, в Контуре.
Сотрудник получает в Контуре не один, а сразу два сертификата: на юрлицо и на физлицо. Мы выпускаем сертификат на физлицо бесплатно, чтобы помочь организациям подготовиться к новым правилам 2023 года — тогда работники будут использовать сертификат физлица и машиночитаемую доверенность.
В третьем абзаце информационного письма от производителя говорится о возможности его использования до 14.03.2026.
Я пользуюсь вашим сервисом Контур-Отчет-Нулевая отчетность.
У меня ваш сертификат, действующий до 16.03.2022г.
Еще у меня есть сертификат Квалифицированной Электронной подписи, выпущенный вашим партнером ООО "Сертум-Про", действующий до 13.10.22.
? Могу ли я им пользоваться, чтобы отправлять очеты в вашей системе Контур-Отчет?
? Нужно ли выполнить какие-то настройки для этого?
Спасибо
В компании сменился Генеральный директор. Можем ли мы при посещении ФНС принести токен старого генерального директора, чтобы на него записали сертификат нового?
По правилам УЦ ФНС, допускается запись на один ключевой носитель ключей ЭП в случае, если владельцем сертификатов для этих ключей является одно лицо. Таким образом, если сменилось ответственное лицо организации, то перед посещением ФНС потребуется удалить с токена ключи сертификатов предыдущего руководителя.
Уточните перед генерацией ключа в точке ФНС сотруднику, что сертификат требуется для работы с системой ЕГАИС РАР, а также предоставьте подходящий носитель (чаще всего это носители Рутокен ЭЦП2.0 или Джакарта Se-2).
Сейчас у меня подписи (2шт) установлены на компьютер. Но если я правильно помню, то мне их копировали после получения на флешку (рутокен). После получения ЭП по новой схеме, смогу ли я вшить их в компьютер или необходимо таскать его (их) с собой?
При первом входе в Экстерн с новой подписью, подпись ФНС автоматически привяжется к вашей учетной записи. Если возникнут проблемы, пишите в техподдержку Экстерна.
сейчас у большинства установлена крипто про прошлой версии. но что приятно, ее можно бесплатно обновить ( 5 я будет бесплатно действовать 3 месяца).
обычно крипто про установленна в правом верхнем углу браузера. нажимаете туда и обновляете.
Подскажите пожалуйста, вышеприведенное в полной мере касается и Ликвидатора юр. лица, в случае, если им становится бывший Директор или единственный учредитель? Т.е. за ключом для Ликвидатора теперь ехать в ФНС?
Я пользуюсь сервисом Контур-Отчет-Нулевая отчетность. Действие ЭЦП и оплаченный период сервиса скоро заканчиваются.
Понятно, что токен сделаю в ФНС.
Для продолжения использования сервиса достаточно продлить его использование оплатой по счету или надо докупать лицензию КриптоПро и, возможно, что-то еще?
Я предпочла выбрать налоговую в Подмосковье. Нужна предварительная запись.
Принимают Москвичей без проблем.
И в Подольске и в Серпухове везде налоговые дали добро..
Народу в зале практически не было. Передо мной 1 человек.
Пускают только по записи.
В Подольске запись возможна была за две недели, а в Серпухове за 1 неделю.
Вся процедура заняла минут 12.
Быстро. Все заполняет сотрудник.
А есть ли шанс, что Вы получите какое-нибудь разрешение у ФНС и сможете сами выпускать сертификаты, как и было раньше?
Для чего нужен ключ ЭП сотруднику? разве сотрудник может подписывать налоговую отчетность, ведь это должен делать директор?
Сертификат КЭП истекает 17 марта 2022
ViPNet CSP?
Может ли ИП получить для себя две подписи сразу?
1) в Экстерне при работе с отчетностью в ФНС
2) в скором времени в Экстерне появится и для отчетности в ФСС
3) в Диадоке в рамках участия в пилотном проекте ФНС по обмену УПД
Если рутокен только к рабочему компьютеру привязан будет?
Почему бы не сделать КЭП для разных устройств, например ноутбук дополнительно .
Бывает отключение энергии или отъезд по работе, и вдруг что-то надо срочно подписать ......
Уточните, пожалуйста, ваша организация является юридическим лицом или ИП?
В ООО выйти из этой ситуации можно так: оформить на тендерного специалиста и бухгалтера свои электронные подписи сотрудников (в таких подписях указываются и данные организации, и данные сотрудника). С этими подписями они смогут подписывать документы по тендерам. Возможно, на некоторых ЭТП сотрудников и их подписи понадобится прикрепить к личному кабинету организации.
В ИП пока что таких удобных вариантов нет. Сейчас есть два массовых сценария:
1. перестроить процессы так, чтобы ИП мог во всех необходимых случаях сам подписывать документы своей ЭП, полученной в ФНС
2. использовать одновременно электронную подпись ИП, полученную в ФНС, и электронную подпись ИП, полученную до 31 декабря 2021 года.
Т.е. вы прислали счет на очередное продление подписи, мы его оплатили, но все, что в ходит в это счет - консультация, что теперь нам надо идти самим в ФНС и оформлять все там? Не дороговато-ли за 6 тыс. рублей такие "консультации" раздавать?
Да, с сертификатом от налоговой можно сдавать отчетность в ПФР и ФСС.
Главное, после этого поменяйте пин-код на другой, более сложный и запоминающийся. Так будет безопаснее :)
Второй вопрос - раньше ИП у меня по телефону было подтверждение подписи. Сейчас только через рутокен будет работать?
И тут тоже верное предположение :) Да, электронная подпись ИП, полученная в ФНС, будет работать через рутокен
В случае чего, вся ответственность за не сданные отчеты и все что подписывается,всё на этого сотрудника ляжет?Я правильно понимаю?
Ситуация, когда сотрудник подписывает документ и отвечает за него — нормальна. Намного рискованнее ситуация, когда сотрудник или даже несколько сотрудников используют один сертификат директора. Если кто-то этим сертификатом директора подпишет неверную информацию, то сложно будет разобраться, кто именно совершил ошибку. Например, вину могут возложить на совсем невиновного сотрудника, который также имел доступ к сертификату директора.