Получаем сертификат электронной подписи в ФНС

С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций и ИП смогут получить сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС.
Первые лица банков и финансовых организаций должны обращаться в Центробанк (инструкция). Руководители и должностные лица государственных, муниципальных органов и их подведомственных учреждений — в Казначейство (инструкция). 

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Заказать

Инструкция ниже поможет получить сертификат в ФНС и работать по новым правилам законодательства.

1. Запишитесь в отделение ФНС

Зайдите на order.nalog.ru и выберите инспекцию, где оказывают услугу «Выдача КЭП». Записаться можно на 14 дней вперед.

Прийти в отделение нужно лично ИП или руководителю организации — лицу, которое может действовать от имени компании без доверенности. Этого требует ФНС (п.25 Приказа ФНС № ВД-7-24/982@). ФНС планирует, что второй и следующий сертификаты можно будет получить удаленно.
 
2. Соберите документы, найдите носитель

В налоговую руководителю нужно принести:

  • Паспорт РФ, оригинал
  • СНИЛС, оригинал
  • Токен — защищенный носитель, внешне похож на usb-флешку. Обычная флешка не подойдет, нужен токен, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России. Используйте токен, который ранее получали, или купите новый в Контуре
  • Документация на токен — сертификат соответствия требованиям безопасности. Сертификат можно скачать на сайте производителя. Самый распространенный носитель — Рутокен лайт.
  • В некоторых отделениях ФНС также могут спросить сертификат подлинности на токен. Его можно найти в сервисе.

3. Посетите налоговую

Там проверят документы, выпустят сертификат электронной подписи и запишут на токен. Судя по отзывам наших пользователей, этот процесс может занять от 5 минут до суток. Поэтому иногда нужно приехать в налоговую второй раз.
Когда сертификат выпустят, вам нужно будет подписать расписку о получении сертификата.

4. Купите КриптоПро и настройте компьютер

Чтобы сертификат ФНС работал у вас на компьютере, нужно чтобы на нем была программа КриптоПро CSP и настроенный браузер. Купите лицензию на КриптоПро CSP на каждый компьютер, где будете использовать сертификат — за ней можно обратиться в Контур.

Сертификат ФНС нельзя скопировать — налоговая устанавливает это ограничение для большей безопасности. Поэтому одновременно использовать его на двух компьютерах не получится. Всем сотрудникам, которые подписывают документы организации, понадобятся собственные сертификаты электронной подписи. Получить их можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, например, в Контуре.

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Заказать


С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.

Вы можете использовать нашу действующую подпись после 1 января 2022 года без замены на подпись ФНС. Такой порядок разъяснило Минцифры РФ.

Отвечаем на популярные вопросы пользователей электронных подписей. До какого времени действителен ГОСТ 2001? Могут ли информационные системы отказаться принимать сертификаты на старом ГОСТе? Нужно ли менять токен и средства криптографической защиты информации?