Для любых сделок с недвижимостью через представителя потребуется нотариальная доверенность. Без правильно оформленного документа невозможно зарегистрировать сделку, получить выписку или внести изменения в кадастровый учет. Разберемся, как подготовить доверенность, которую примут в Росреестре.
В этой статье:
- Что такое доверенность как юридический документ
- Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)
- Как оформить МЧД
- Обязательные элементы доверенности для Росреестра
- Перечень полномочий для доверенности
- Пошаговая инструкция: как оформить нотариальную МЧД
- Срок действия доверенности
- Основания и порядок отмены доверенности
Выпустить МЧД форматов 003, 5.03 и 2.0, а также хранить их и подписывать КЭП руководителя, можно в Контур.Доверенности.
Что такое доверенность как юридический документ
Доверенность — это документ, которым вы поручаете кому-то представлять свои интересы там, где сами не можете или не хотите присутствовать. Например, разрешаете риелтору подать документы на регистрацию квартиры, юристу — представлять вас в суде, родственнику — продать вашу дачу.
В статье 185 Гражданского кодекса описаны основные правила оформления доверенностей.
Выдать доверенность на представителя может физическое лицо, индивидуальный предприниматель или компания. При этом важно указать конкретные полномочия: например, «подать документы на регистрацию права собственности» или «продать квартиру по указанному адресу».
Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)
МЧД — электронная форма доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью руководителя организации. Это аналог бумажного документа в формате xml, который содержит структурированную информацию.
Машиночитаемые доверенности можно использовать, если работать с электронными документами, участвовать в торгах или сдавать отчетность онлайн будет уполномоченный — например, сотрудник компании. Они заметно удобнее бумажных аналогов по нескольким причинам.
— МЧД невозможно подделать, а ее подлинность легко проверить через специальные сервисы.
— Нет необходимости лично предъявлять бумажную версию доверенности.
Упростить работу с МЧД помогают специальные сервисы. Например, в Контур.Доверенности можно их создавать, заполнять, подписывать и хранить.
Как оформить МЧД
Сравним основные способы выпуска машиночитаемых доверенностей.
Через специальные сервисы | Через нотариуса |
---|---|
Этот способ подойдет для большинства случаев:
МЧД можно оформить самостоятельно через:
Самостоятельно оформленная МЧД не подходит для операций с Росреестром. Для сделок с недвижимостью требуется нотариальное удостоверение электронной доверенности |
Нотариусы выпускают МЧД в двух случаях:
|
Обязательные элементы доверенности для Росреестра
Нотариальная доверенность для взаимодействия с Росреестром должна содержать:
- Место и дату составления документа.
- Полные сведения о доверителе: ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес регистрации, ИНН.
- Полные сведения о представителе: ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес регистрации.
- Конкретный перечень полномочий для работы с Росреестром.
- Срок действия доверенности.
- Право или запрет на передоверие.
- Подпись доверителя.
- Электронная подпись нотариуса.
Для юридических лиц дополнительно указывается: полное наименование организации, ОГРН, ИНН, юридический адрес, сведения о руководителе, который подписывает доверенность.
Отсутствие любого элемента может привести к тому, что Росреестр откажет в приеме документов.
Перечень полномочий для доверенности
Чтобы представитель мог эффективно работать с Росреестром, рекомендуем включить в доверенность полномочия на все предстоящие действия. Это может быть:
- Подача заявлений о государственной регистрации прав.
- Подача заявлений о кадастровом учете.
- Получение выписок из ЕГРН.
- Представление интересов в органах Росреестра.
- Подписание договоров купли-продажи, дарения, аренды.
- Получение правоустанавливающих документов.
- Внесение изменений в кадастровый учет.
- Получение сведений о зарегистрированных правах.
- Оплата государственных пошлин.
- Подача дополнительных документов.
- Получение решений о приостановлении или отказе в регистрации.
Для конкретных ситуаций перечень может быть сокращен или дополнен. Например, для регистрации ипотеки или долевого участия в строительстве потребуются дополнительные формулировки.
Контур.Доверенность — сервис для удобной работы с МЧД. Создавайте и отзывайте доверенности, отслеживайте срок действия и полномочия. Отправляйте на регистрацию в ФНС в несколько кликов.
Пошаговая инструкция: как оформить нотариальную МЧД
Шаг 1. Подготовьте документы. Вам понадобятся паспорт доверителя, данные представителя, сведения об объекте недвижимости, список полномочий.
Шаг 2. Запишитесь на прием к нотариусу. Можно обратиться к любому нотариусу, независимо от места регистрации. Лучше выбирать специалиста с опытом работы с МЧД и Росреестром. Многие нотариальные конторы работают по предварительной записи. Уточнить возможность записи можно через сайт,по телефону или на Госуслугах.
Шаг 3. Составьте текст доверенности. Нотариус составит текст на основе ваших пожеланий или проверит готовый проект. Важно четко сформулировать все полномочия.
Шаг 4. Проверьте и подпишите документ. Внимательно прочитайте текст доверенности перед подписанием. Уточните все непонятные моменты у нотариуса.
Шаг 5. Оплатите услуги нотариуса. Стоимость услуг складывается из тарифа за нотариальное действие (согласно ст. 22 Основ законодательства о нотариате) и платы за правовую и техническую работу. Как правило, заплатить нужно около 4−5 тысяч рублей. Цена зависит от региона.
Шаг 6. Получите доверенность. После оформления вы получите электронную версию доверенности с подписью нотариуса. Ее отправят на электронную почту или в личный кабинет на сайте нотариата.
Шаг 7. Используйте доверенность на портале Росреестра. Для этого зайдите в личный кабинет, составьте необходимое заявление на услугу Росреестра и при его подписании добавьте файлы МЧД и ЭП нотариуса.
Срок действия доверенности
Для работы с Росреестром можно установить любую конкретную дату окончания действия, период в годах, месяцах, днях или привязку к определенному событию, например, до момента регистрации права собственности. Если срок не указан, документ действует ровно год с даты выдачи.
Доверенность прекращает действие досрочно в этих случаях:
- ее отозвали;
- представитель отказался от полномочий;
- доверитель или представитель умер, признан недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим;
- юридическое лицо ликвидировали.
Для проверки действительности доверенности Росреестр использует Единую информационную систему нотариата.
Основания и порядок отмены доверенности
Доверитель вправе отменить доверенность в любой момент, например если утратил доверие к представителю, обнаружил злоупотребления отпала необходимость в представительстве или просто изменились жизненные обстоятельства. Порядок отмены таков.
Шаг 1. Уведомьте представителя. Направьте письменное уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении.
Шаг 2. Обратитесь к нотариусу. Подайте заявление, чтобы он внес сведения в электронный реестр.
Шаг 3. Уведомьте Росреестр. При операциях с недвижимостью рекомендуется известить территориальный орган.
Шаг 4. Опубликуйте отзыв в официальном издании. Это необходимо, когда невозможно известить представителя напрямую.
Правильно оформленная нотариальная доверенность для Росреестра — гарантия успешного проведения операций с недвижимостью. Четко формулируйте полномочия и обращайтесь к опытному нотариусу, чтобы избежать отказов при регистрации и защитить свои интересы.
Заполняйте, подписывайте и регистрируйте МЧД в одном сервисе