Электронная подпись помогает автоматизировать работу с кадровыми документами. Рассказываем, какую ЭП выбрать сотруднику, кадровику и работодателю.
В этой статье:
- Электронная подпись и как она работает простыми словами
- Можно ли подписывать кадровые документы с помощью ЭП
- Электронные подписи для работы с кадровыми документами
- Кадровый электронный документооборот (КЭДО) в России
- Какие кадровые документы можно вести в электронном виде
- Плюсы и минусы использования КЭДО
- Процесс получения ЭП для кадровых документов
- Как настроить электронные подписи после получения
Управляйте сертификатами НЭП и КЭП с помощью Корпоративного центра регистрации. Выпускайте их, не отрывая сотрудников от работы
Электронная подпись и как она работает простыми словами
Электронная подпись — это способ подтвердить подлинность цифрового документа. Она выполняет ту же функцию, что и подпись от руки: доказывает, что бумага подписана конкретным человеком и не была изменена после подписания. Один из видов подписи — квалифицированная электронная подпись (КЭП) — наделяет файл юридической силой автоматически, без дополнительных условий.
Можно ли подписывать кадровые документы с помощью ЭП
Большинство кадровых бумаг можно оформлять и подписывать в электронном виде, но есть исключения: в бумажном формате нужно вести приказы об увольнении, акты о несчастных случаях и журналы инструктажей по охране труда. Их нельзя переводить в цифровой формат и подписывать ЭП.
Электронные подписи для работы с кадровыми документами
Существует три вида подписи:
- Простая электронная подпись (ПЭП).
ПЭП — наиболее доступный, но самый незащищенный вариант. Применяется только для внутренних документов: служебные записки, графики работы, табеля учета рабочего времени. - Неквалифицированная электронная подпись (НЭП).
НЭП — более защищенная форма, позволяет установить личность подписанта и факт внесения изменений. Можно использовать для подписания должностных инструкций и локальных нормативных актов, нельзя — для договоров с удаленными сотрудниками и подачи отчетности в госорганы. Чтобы НЭП наделяла документ юридической силой, нужно подписать дополнительное соглашение. - Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
КЭП — самая надежная форма, которая сразу наделяет документы юридической силой. Заменяет собственноручную подпись на бумаге, подходит для подписания трудового договора с удаленными сотрудниками и договора материальной ответственности.
Какая подпись нужна сотруднику
В кадровом ЭДО сотрудник может использовать и ПЭП, и НЭП, и КЭП. В последнее время, компании чаще всего переводят работников на НЭП, т.к. она обладает такой же юридической силой, что и КЭП, но получить ее можно намного проще и выгоднее.
Какой вид ЭП выбрать работодателю
Работодатель, как и сотрудники может использовать во внутреннем документообороте НЭП, но для отчетности в госорганы можно использовать только КЭП. Поэтому рекомендуем использовать квалифицированную электронную подпись руководителя.
Автоматизируйте выдачу сертификатов физлица для ваших сотрудников с помощью Корпоративного центра регистрации Контура.
Кадровый электронный документооборот (КЭДО) в России
Кадровый электронный документооборот позволяет работодателю полностью отказаться от бумажного формата и обмениваться файлами с сотрудниками в режиме онлайн. Такие документы имеют юридическую силу как для офисных работников (ст. 22.1–22.3 ТК РФ), так и для дистанционных (ст. 312.3 ТК РФ).
Какие кадровые документы можно вести в электронном виде
Использовать КЭДО можно для большинства кадровых бумаг: трудовых договоров, графиков отпусков, расчетных листков, приказов, согласий и положений.
Плюсы и минусы использования КЭДО
КЭДО упрощает и ускоряет работу с документацией, но требует подготовки и адаптации команды.
Оптимизирует работу. Кадровик может за несколько кликов подписать все нужные приказы, отправить бумаги сотрудникам или передать данные в бухгалтерию — без бумажной волокиты и ожидания. Интеграция с учетной системой еще больше упрощает работу.
Помогает выстраивать удобное взаимодействие с удаленными сотрудниками. Не нужно приезжать в офис или отправлять документы почтой. Работник может подписать все с телефона.
Экономит средства. КЭДО не требует бумаги, принтера, конвертов и почтовых услуг. Передача договоров дешевле, чем в бумажном формате.
Обеспечивает безопасность. Электронные документы не теряются, не мнутся, не могут промокнуть или сгореть. Информация хранится с использованием резервного копирования. Передача данных происходит по защищенным каналам.
Гарантирует прозрачность процессов. Каждый файл в системе имеет статус — видно, кто его получил, подписал или не подписал. Снижается риск пропустить важный срок или забыть про приказ.
Несмотря на это в КЭДО есть и минусы. Например, если только начинаете переходить на электронный кадровый документооборот. Необходимо подготовить команду: объяснить задачи перехода и преимущества нового документооборота, подготовить внутренние регламенты для новых процессов, провести обучающие встречи. Понадобится время, чтобы сотрудники привыкли к новой системе и решили все вопросы.
Процесс получения ЭП для кадровых документов
Оформить сертификат КЭП можно через Удостоверяющий центр Контура:
- Заполните заявку в сервисном центре или на сайте.
- Загрузите документы в личный кабинет.
- Придите в точку выдачи сертификата с оригиналом паспорта, чтобы удостоверить личность.
В особых случаях подпись можно полность оформить онлайн. Например, если у вас уже есть сертификат КЭП, срок действия которого еще не закончился.
Наши специалисты установят необходимые программы, дистанционно обновят сертификат и объяснят, как настроить работу с электронной подписью на нужном портале.
Какие документы нужны для получения ЭП
Понадобятся паспорт, номера ИНН, СНИЛС.
Стоимость электронной подписи для кадровых документов
КЭП стоит от 5 800 рублей. В эту сумму входят сертификат, лицензия, автоматическая настройка компьютера, круглосуточная поддержка.
Как настроить электронные подписи после получения
После получения сертификата КЭП важно правильно настроить рабочее место, чтобы использовать подпись без ошибок и задержек. Для клиентов Контура работает Веб-диск, который сам установит все необходимое — от драйверов до сертификата. После этого вы сможете сразу пользоваться КЭП для подписания документов, подачи отчетности и работы с КЭДО.
Оставьте заявку на сертификат КЭП
Обложка: Фото · Madekusuma · Rawpixel.com · Shutterstock · Fotodom; Дизайнер · Юность