В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему для работы с Росреестром не подойдет стандартная электронная подпись.
Кто такой кадастровый инженер
Кадастровый инженер — это специалист, который выполняет работы в области межевания земель: проводит замеры, определяет статус и границы земельных участков, оформляет и передает в государственные органы кадастровые документы.
Кадастровый инженер может быть индивидуальным предпринимателем или работником юрлица по трудовому договору. Чтобы работать таким специалистом, надо получить членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров. Список действующих СРО можно найти на сайте Росреестра, а требования для вступление в СРО — в ч. 2 ст. 29 221-ФЗ.
Члена СРО вносят в государственный реестр, после чего его признают кадастровым инженером, и он может работать официально.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Для чего нужна электронная подпись кадастрового инженера
Инженер в электронном виде работает с Росреестром — службой, которая проводит мониторинг земель, кадастровую оценку, регистрирует сделки с недвижимостью. На официальном сайте — rosreestr.gov.ru — он может получать государственные услуги и пользоваться платными и бесплатными сервисами, например:
- получить данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН),
- узнать кадастровую стоимость,
- подать заявление о постановке на кадастровый учет,
- узнать справочную информацию об объектах недвижимости и получить другие услуги.
Чтобы передавать и получать документы через портал, специалист должен иметь электронную подпись (ЭП, ранее — ЭЦП). Это обязательное требование установлено в п. 6 ч. 2 ст. 29.1 221-ФЗ.
Также, согласно 218-ФЗ, специалист должен использовать ЭП, чтобы:
- подписать электронный документ, который направляет в Росреестр,
- подписать заявление через специальную форму на портале.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Электронная подпись нужна для идентификации автора документа или автора заявления, которое поступило через портал. Некоторые документы может подготовить и передать в Росреестр только кадастровый инженер, например, межевой и технический план, акт обследования объекта. Он несет персональную ответственность за корректность таких документов, поэтому и подписать документ он должен личной ЭП.
За нарушения при работе с порталом Росреестра специалиста ждет дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность. Например, за систематические ошибки в документах его могут исключить из СРО с дисквалификацией на два года. За предоставление в Росреестр поддельных документов грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей и отстранение от работы на срок до трех лет. А если подлог документов причинил кому-то крупный ущерб, то специалиста наказывают штрафом 100-300 тыс. рублей, дисквалификацией на срок до трех лет либо обязательными работами до 360 часов.
При разбирательствах в таких нарушениях важно определить, кто именно подписал подложные документы, поэтому закон требует, чтобы у кадастрового инженера была личная электронная подпись.
Какую электронную подпись должен иметь кадастровый инженер
Для работы в Росреестре нужен сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) со специальным расширением (OID-ом), которое содержит данные о дополнительных областях применения сертификата. Все области применения перечислены в Распоряжении Росреестра от 01.11.2019 N Р/0269. Например, есть расширения для следующих лиц:
- орган регистрации прав,
- физлицо,
- юрлицо,
- кадастровый инженер,
- руководитель органа прокуратуры и другие.
Распоряжение устанавливает параметры для каждой области применения:
- список документов, которые нужно предоставить заявителю, чтобы выпустить КЭП,
- ограничение использования КЭП — например, кадастровый инженер использует сертификат, чтобы формировать документы по своей деятельности, а физлицо может лишь направлять запросы на получение выписки из ЕГРН,
- номер, который зашифровывают в OID.
ЭП для Росреестра можно использовать на других ресурсах, которые не требуют дополнительных OID-ов. Например, на электронных торговых площадках для участия в государственных и коммерческих закупках, торгах банкротов, на различных порталах: ГИС ЖКХ, Госуслуги, Гознак, личный кабинет ФНС и другие.
Где заказать электронную подпись для кадастрового инженера
КЭП для работы в Росреестре можно получить в удостоверяющих центрах (УЦ),
которые являются доверенными УЦ Росреестра — они исполнили требования Распоряжения Росреестра от 20.05.2019 N Р/0083. Проверить, какие УЦ относятся к доверенным, можно в перечне Росреестра.
Удостоверяющий центр Контура входит в этот список.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Чтобы получить сертификат КЭП для кадастрового инженера (с соответствующей областью применения), в удостоверяющий центр нужно предоставить документы:
- Паспорт будущего владельца ЭП — оригинал или нотариально заверенная копия.
- Заявление на выдачу КЭП, подписанное владельцем.
- Номер СНИЛС (страховое свидетельство).
- Номер ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
- Выписку из государственного реестра кадастровых инженеров, полученную не позднее трех месяцев назад.
Выписку заявитель запрашивает у Саморегулируемой организации, членом которой является. Председатель СРО ставит на ней свою подпись и печать. Выписка должна быть не старше трех месяцев к моменту подачи заявления на выпуск сертификата. С более старыми выписками получить сертификат не получится.
Чтобы получить сертификат КЭП в УЦ Контура, нужно выполнить четыре шага:
- Оформить заявку на сайте, по телефону 8 800 500-05-08 или при личном посещении сервисного центра (СЦ).
- Оплатить счет после подтверждения заявки.
- Предоставить пакет документов сотруднику сервисного центра или загрузить через личный кабинет УЦ.
- Посетить СЦ, чтобы подтвердить личность — прийти нужно лично кадастровому инженеру, отправить вместо себя доверенное лицо нельзя по закону. С собой нужно взять паспорт.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
КЭП для Росреестра можно выпустить на 12 или 15 месяцев. В подпись уже включены:
- автоматическая установка программ для работы ЭП за 15 минут,
- онлайн-сервис Контур.Крипто для подписания документов,
- круглосуточная техподдержка.
Вместе с КЭП можно дополнительно приобрести лицензию КриптоПро CSP для работы сертификата на компьютере и защищенный паролем носитель-токен или записать сертификат на два токена, чтобы использовать ЭП в разных офисах.
До того, как действие сертификата закончится, стоит получить новый — получение будет дистанционным, а также вы не останетесь без подписи ни на день. Если изменились данные владельца или сертификат пропал, то нужно отозвать старый сертификат и получить новый.
Частые ошибки при работе с ЭП на сайте Росреестра
Ошибка «Файл подписи не соответствует файлу данных»
При работе с Росреестром пришло сообщение: «Файл подписи <имя файла подписи> не соответствует файлу данных <имя файла данных>».
Причины ошибки:
- файл подписали некорректно,
- при подписании возникла ошибка в ПО,
- программа, с помощью которой подписан файл, настроено неверно,
- документ изменили после подписания.
Как решить проблему:
- Проверьте, чтобы имя файла было написано цифрами или английскими буквами.
- Подпишите документ отдельно от других.
- Если ошибка не исчезла, то обратитесь в техподдержку ПО, с помощью которого подписываете документ.
- Если проблему не удалось решить, напишите обращение в службу поддержки Росреестра.
Ошибка «Сертификат ключа подписи выдан удостоверяющим центром не входящим в перечень доверенных»
При работе с Росреестром пришло сообщение: «Сертификат ключа подписи, которым подписано заявление, выдан Удостоверяющим центром, не входящим в перечень доверенных Удостоверяющих Центров».
Причины ошибки:
- удостоверяющий центр, который выдал ЭП, не входит в список доверенных УЦ,
- в сертификате электронной подписи отсутствует путь сертификации,
- удостоверяющий центр не передал корневой сертификат в Росреестр.
Как решить проблему:
- Убедитесь, что УЦ входит в перечень доверенных УЦ Росреестра.
- Обратитесь в техподдержку удостоверяющего центра, в котором получали сертификат.
Ошибка «Заявление не подписано электронной цифровой подписью заявителя. Не совпадают данные»
При работе с Росреестром пришло сообщение о том, что данные в заявлении и данные в сертификате ЭП не совпадают, например, ФИО или СНИЛС.
Причина ошибки:
Сведения, которые содержатся в сертификате не совпадают с данными в заявлении.
Как решить проблему:
- Проверьте данные в заявке, которую заполняете на портале, чтобы в ней не было ошибок и опечаток.
- В заявке на портале обязательно заполните поле «СНИЛС».
- Обратитесь в УЦ, чтобы уточнить ФИО и СНИЛС в сертификате ЭП.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.