Электронная подпись для кадастрового инженера

В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему для работы с Росреестром не подойдет стандартная электронная подпись.

Кто такой кадастровый инженер

Кадастровый инженер — это специалист, который выполняет работы в области межевания земель: проводит замеры, определяет статус и границы земельных участков, оформляет и передает в государственные органы кадастровые документы.

Кадастровый инженер может быть индивидуальным предпринимателем или работником юрлица по трудовому договору. Чтобы работать таким специалистом, надо получить членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров. Список действующих СРО можно найти на сайте Росреестра, а требования для вступление в СРО — в ч. 2 ст. 29 221-ФЗ.

Члена СРО вносят в государственный реестр, после чего его признают кадастровым инженером, и он может работать официально.

Получить электронную подпись

Для чего нужна электронная подпись кадастрового инженера

Инженер в электронном виде работает с Росреестром — службой, которая проводит мониторинг земель, кадастровую оценку, регистрирует сделки с недвижимостью. На официальном сайте — rosreestr.gov.ru — он может получать государственные услуги и пользоваться платными и бесплатными сервисами, например:

  • получить данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН),
  • узнать кадастровую стоимость,
  • подать заявление о постановке на кадастровый учет,
  • узнать справочную информацию об объектах недвижимости и получить другие услуги.

Чтобы передавать и получать документы через портал, специалист должен иметь электронную подпись (ЭП, ранее — ЭЦП). Это обязательное требование установлено в п. 6 ч. 2 ст. 29.1 221-ФЗ

Также, согласно 218-ФЗ, специалист должен использовать ЭП, чтобы:

  • подписать электронный документ, который направляет в Росреестр,
  • подписать заявление через специальную форму на портале.

Получить электронную подпись

Электронная подпись нужна для идентификации автора документа или автора заявления, которое поступило через портал. Некоторые документы может подготовить и передать в Росреестр только кадастровый инженер, например, межевой и технический план, акт обследования объекта. Он несет персональную ответственность за корректность таких документов, поэтому и подписать документ он должен личной ЭП.

За нарушения при работе с порталом Росреестра специалиста ждет дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность. Например, за систематические ошибки в документах его могут исключить из СРО с дисквалификацией на два года. За предоставление в Росреестр поддельных документов грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей и отстранение от работы на срок до трех лет. А если подлог документов причинил кому-то крупный ущерб, то специалиста наказывают штрафом 100-300 тыс. рублей, дисквалификацией на срок до трех лет либо обязательными работами до 360 часов.

При разбирательствах в таких нарушениях важно определить, кто именно подписал подложные документы, поэтому закон требует, чтобы у кадастрового инженера была личная электронная подпись.

Какую электронную подпись должен иметь кадастровый инженер 

Для работы в Росреестре нужен сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) со специальным расширением (OID-ом), которое содержит данные о дополнительных областях применения сертификата. Все области применения перечислены в Распоряжении Росреестра от 01.11.2019 N Р/0269. Например, есть расширения для следующих лиц: 

  • орган регистрации прав,
  • физлицо,
  • юрлицо,
  • кадастровый инженер,
  • руководитель органа прокуратуры и другие.

Распоряжение устанавливает параметры для каждой области применения:

  • список документов, которые нужно предоставить заявителю, чтобы выпустить КЭП,
  • ограничение использования КЭП — например, кадастровый инженер использует сертификат, чтобы формировать документы по своей деятельности, а физлицо может лишь направлять запросы на получение выписки из ЕГРН,
  • номер, который зашифровывают в OID.

ЭП для Росреестра можно использовать на других ресурсах, которые не требуют дополнительных OID-ов. Например, на электронных торговых площадках для участия в государственных и коммерческих закупках, торгах банкротов, на различных порталах: ГИС ЖКХ, Госуслуги, Гознак, личный кабинет ФНС и другие.

Где заказать электронную подпись для кадастрового инженера

КЭП для работы в Росреестре можно получить в удостоверяющих центрах (УЦ), 
которые являются доверенными УЦ Росреестра — они исполнили требования Распоряжения Росреестра от 20.05.2019 N Р/0083. Проверить, какие УЦ относятся к доверенным, можно в перечне Росреестра.

Удостоверяющий центр Контура входит в этот список.

Получить электронную подпись

Чтобы получить сертификат КЭП для кадастрового инженера (с соответствующей областью применения), в удостоверяющий центр нужно предоставить документы:

  • Паспорт будущего владельца ЭП — оригинал или нотариально заверенная копия.
  • Заявление на выдачу КЭП, подписанное владельцем.
  • Номер СНИЛС (страховое свидетельство).
  • Номер ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
  • Выписку из государственного реестра кадастровых инженеров, полученную не позднее трех месяцев назад.

Выписку заявитель запрашивает у Саморегулируемой организации, членом которой является. Председатель СРО ставит на ней свою подпись и печать. Выписка должна быть не старше трех месяцев к моменту подачи заявления на выпуск сертификата. С более старыми выписками получить сертификат не получится.

Чтобы получить сертификат КЭП в УЦ Контура, нужно выполнить четыре шага:

  1. Оформить заявку на сайте, по телефону 8 800 500-05-08 или при личном посещении сервисного центра (СЦ).
  2. Оплатить счет после подтверждения заявки.
  3. Предоставить пакет документов сотруднику сервисного центра или загрузить через личный кабинет УЦ.
  4. Посетить СЦ, чтобы подтвердить личность — прийти нужно лично кадастровому инженеру, отправить вместо себя доверенное лицо нельзя по закону. С собой нужно взять паспорт.

Получить электронную подпись

КЭП для Росреестра можно выпустить на 12 или 15 месяцев. В подпись уже включены:

  • автоматическая установка программ для работы ЭП за 15 минут,
  • онлайн-сервис Контур.Крипто для подписания документов,
  • круглосуточная техподдержка.

Вместе с КЭП можно дополнительно приобрести лицензию КриптоПро CSP для работы сертификата на компьютере и защищенный паролем носитель-токен или записать сертификат на два токена, чтобы использовать ЭП в разных офисах.

До того, как действие сертификата закончится, стоит получить новый — получение будет дистанционным, а также вы не останетесь без подписи ни на день. Если изменились данные владельца или сертификат пропал, то нужно отозвать старый сертификат и получить новый.

Частые ошибки при работе с ЭП на сайте Росреестра

Ошибка «Файл подписи не соответствует файлу данных»

При работе с Росреестром пришло сообщение: «Файл подписи <имя файла подписи> не соответствует файлу данных <имя файла данных>».

Причины ошибки:

  • файл подписали некорректно,
  • при подписании возникла ошибка в ПО,
  • программа, с помощью которой подписан файл, настроено неверно,
  • документ изменили после подписания.

Как решить проблему:

  1. Проверьте, чтобы имя файла было написано цифрами или английскими буквами.
  2. Подпишите документ отдельно от других.
  3. Если ошибка не исчезла, то обратитесь в техподдержку ПО, с помощью которого подписываете документ.
  4. Если проблему не удалось решить, напишите обращение в службу поддержки Росреестра.

Ошибка «Сертификат ключа подписи выдан удостоверяющим центром не входящим в перечень доверенных»

При работе с Росреестром пришло сообщение: «Сертификат ключа подписи, которым подписано заявление, выдан Удостоверяющим центром, не входящим в перечень доверенных Удостоверяющих Центров».

Причины ошибки:

  • удостоверяющий центр, который выдал ЭП, не входит в список доверенных УЦ,
  • в сертификате электронной подписи отсутствует путь сертификации,
  • удостоверяющий центр не передал корневой сертификат в Росреестр.

Как решить проблему:

  1. Убедитесь, что УЦ входит в перечень доверенных УЦ Росреестра.
  2. Обратитесь в техподдержку удостоверяющего центра, в котором получали сертификат.

Ошибка «Заявление не подписано электронной цифровой подписью заявителя. Не совпадают данные»

При работе с Росреестром пришло сообщение о том, что данные в заявлении и данные в сертификате ЭП не совпадают, например, ФИО или СНИЛС.

Причина ошибки: 

Сведения, которые содержатся в сертификате не совпадают с данными в заявлении.

Как решить проблему:

  1. Проверьте данные в заявке, которую заполняете на портале, чтобы в ней не было ошибок и опечаток.
  2. В заявке на портале обязательно заполните поле «СНИЛС».
  3. Обратитесь в УЦ, чтобы уточнить ФИО и СНИЛС в сертификате ЭП.

Получить электронную подпись


В 2021 году изменится порядок оформления диагностических карт — операторы техосмотра должны будут заполнять их в электронном виде через систему ЕАИСТО ГИБДД. Изменения должны были произойти 1 марта, но перенесены на 1 октября. Как подключиться к системе и какую электронную подпись использовать, разобрали в статье.

Расскажем, что такое маркировка, каковы этапы и сроки ее внедрения, зачем нужен Data Matrix код и что необходимо для маркировки табака.

Чтобы взаимодействовать с налоговой службой дистанционно, физлицу нужна электронная подпись. Расскажем, какую подпись можно использовать в личном кабинете налогоплательщика и как ее получить.

В статье разберем, в каких случаях адвокату может понадобиться электронная подпись и какую именно подпись стоит выбрать для работы.

Компании-поставщику не обязательно участвовать в закупках самостоятельно. Эту работу можно доверить стороннему специалисту. Рассказываем, что такое сопровождение торгов, какие услуги оказывают специалисты сопровождения, а также чем отличается помощь в закупках по 44-ФЗ от 223-ФЗ.