Электронная подпись для кадастрового инженера

В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему для работы с Росреестром не подойдет стандартная электронная подпись.

Кто такой кадастровый инженер

Кадастровый инженер — это специалист, который выполняет работы в области межевания земель: проводит замеры, определяет статус и границы земельных участков, оформляет и передает в государственные органы кадастровые документы.

Кадастровый инженер может быть индивидуальным предпринимателем или работником юрлица по трудовому договору. Чтобы работать таким специалистом, надо получить членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров. Список действующих СРО можно найти на сайте Росреестра, а требования для вступление в СРО — в ч. 2 ст. 29 221-ФЗ.

Члена СРО вносят в государственный реестр, после чего его признают кадастровым инженером, и он может работать официально.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Для чего нужна электронная подпись кадастрового инженера

Инженер в электронном виде работает с Росреестром — службой, которая проводит мониторинг земель, кадастровую оценку, регистрирует сделки с недвижимостью. На официальном сайте — rosreestr.gov.ru — он может получать государственные услуги и пользоваться платными и бесплатными сервисами, например:

  • получить данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН),
  • узнать кадастровую стоимость,
  • подать заявление о постановке на кадастровый учет,
  • узнать справочную информацию об объектах недвижимости и получить другие услуги.

Чтобы передавать и получать документы через портал, специалист должен иметь электронную подпись (ЭП, ранее — ЭЦП). Это обязательное требование установлено в п. 6 ч. 2 ст. 29.1 221-ФЗ

Также, согласно 218-ФЗ, специалист должен использовать ЭП, чтобы:

  • подписать электронный документ, который направляет в Росреестр,
  • подписать заявление через специальную форму на портале.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Электронная подпись нужна для идентификации автора документа или автора заявления, которое поступило через портал. Некоторые документы может подготовить и передать в Росреестр только кадастровый инженер, например, межевой и технический план, акт обследования объекта. Он несет персональную ответственность за корректность таких документов, поэтому и подписать документ он должен личной ЭП.

За нарушения при работе с порталом Росреестра специалиста ждет дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность. Например, за систематические ошибки в документах его могут исключить из СРО с дисквалификацией на два года. За предоставление в Росреестр поддельных документов грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей и отстранение от работы на срок до трех лет. А если подлог документов причинил кому-то крупный ущерб, то специалиста наказывают штрафом 100-300 тыс. рублей, дисквалификацией на срок до трех лет либо обязательными работами до 360 часов.

При разбирательствах в таких нарушениях важно определить, кто именно подписал подложные документы, поэтому закон требует, чтобы у кадастрового инженера была личная электронная подпись.

Какую электронную подпись должен иметь кадастровый инженер 

Для работы в Росреестре нужен сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) со специальным расширением (OID-ом), которое содержит данные о дополнительных областях применения сертификата. Все области применения перечислены в Распоряжении Росреестра от 01.11.2019 N Р/0269. Например, есть расширения для следующих лиц: 

  • орган регистрации прав,
  • физлицо,
  • юрлицо,
  • кадастровый инженер,
  • руководитель органа прокуратуры и другие.

Распоряжение устанавливает параметры для каждой области применения:

  • список документов, которые нужно предоставить заявителю, чтобы выпустить КЭП,
  • ограничение использования КЭП — например, кадастровый инженер использует сертификат, чтобы формировать документы по своей деятельности, а физлицо может лишь направлять запросы на получение выписки из ЕГРН,
  • номер, который зашифровывают в OID.

ЭП для Росреестра можно использовать на других ресурсах, которые не требуют дополнительных OID-ов. Например, на электронных торговых площадках для участия в государственных и коммерческих закупках, торгах банкротов, на различных порталах: ГИС ЖКХ, Госуслуги, Гознак, личный кабинет ФНС и другие.

Где заказать электронную подпись для кадастрового инженера

КЭП для работы в Росреестре можно получить в удостоверяющих центрах (УЦ), 
которые являются доверенными УЦ Росреестра — они исполнили требования Распоряжения Росреестра от 20.05.2019 N Р/0083. Проверить, какие УЦ относятся к доверенным, можно в перечне Росреестра.

Удостоверяющий центр Контура входит в этот список.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Чтобы получить сертификат КЭП для кадастрового инженера (с соответствующей областью применения), в удостоверяющий центр нужно предоставить документы:

  • Паспорт будущего владельца ЭП — оригинал или нотариально заверенная копия.
  • Заявление на выдачу КЭП, подписанное владельцем.
  • Номер СНИЛС (страховое свидетельство).
  • Номер ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
  • Выписку из государственного реестра кадастровых инженеров, полученную не позднее трех месяцев назад.

Выписку заявитель запрашивает у Саморегулируемой организации, членом которой является. Председатель СРО ставит на ней свою подпись и печать. Выписка должна быть не старше трех месяцев к моменту подачи заявления на выпуск сертификата. С более старыми выписками получить сертификат не получится.

Чтобы получить сертификат КЭП в УЦ Контура, нужно выполнить четыре шага:

  1. Оформить заявку на сайте, по телефону 8 800 500-05-08 или при личном посещении сервисного центра (СЦ).
  2. Оплатить счет после подтверждения заявки.
  3. Предоставить пакет документов сотруднику сервисного центра или загрузить через личный кабинет УЦ.
  4. Посетить СЦ, чтобы подтвердить личность — прийти нужно лично кадастровому инженеру, отправить вместо себя доверенное лицо нельзя по закону. С собой нужно взять паспорт.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

КЭП для Росреестра можно выпустить на 12 или 15 месяцев. В подпись уже включены:

  • автоматическая установка программ для работы ЭП за 15 минут,
  • онлайн-сервис Контур.Крипто для подписания документов,
  • круглосуточная техподдержка.

Вместе с КЭП можно дополнительно приобрести лицензию КриптоПро CSP для работы сертификата на компьютере и защищенный паролем носитель-токен или записать сертификат на два токена, чтобы использовать ЭП в разных офисах.

До того, как действие сертификата закончится, стоит получить новый — получение будет дистанционным, а также вы не останетесь без подписи ни на день. Если изменились данные владельца или сертификат пропал, то нужно отозвать старый сертификат и получить новый.

Частые ошибки при работе с ЭП на сайте Росреестра

Ошибка «Файл подписи не соответствует файлу данных»

При работе с Росреестром пришло сообщение: «Файл подписи <имя файла подписи> не соответствует файлу данных <имя файла данных>».

Причины ошибки:

  • файл подписали некорректно,
  • при подписании возникла ошибка в ПО,
  • программа, с помощью которой подписан файл, настроено неверно,
  • документ изменили после подписания.

Как решить проблему:

  1. Проверьте, чтобы имя файла было написано цифрами или английскими буквами.
  2. Подпишите документ отдельно от других.
  3. Если ошибка не исчезла, то обратитесь в техподдержку ПО, с помощью которого подписываете документ.
  4. Если проблему не удалось решить, напишите обращение в службу поддержки Росреестра.

Ошибка «Сертификат ключа подписи выдан удостоверяющим центром не входящим в перечень доверенных»

При работе с Росреестром пришло сообщение: «Сертификат ключа подписи, которым подписано заявление, выдан Удостоверяющим центром, не входящим в перечень доверенных Удостоверяющих Центров».

Причины ошибки:

  • удостоверяющий центр, который выдал ЭП, не входит в список доверенных УЦ,
  • в сертификате электронной подписи отсутствует путь сертификации,
  • удостоверяющий центр не передал корневой сертификат в Росреестр.

Как решить проблему:

  1. Убедитесь, что УЦ входит в перечень доверенных УЦ Росреестра.
  2. Обратитесь в техподдержку удостоверяющего центра, в котором получали сертификат.

Ошибка «Заявление не подписано электронной цифровой подписью заявителя. Не совпадают данные»

При работе с Росреестром пришло сообщение о том, что данные в заявлении и данные в сертификате ЭП не совпадают, например, ФИО или СНИЛС.

Причина ошибки: 

Сведения, которые содержатся в сертификате не совпадают с данными в заявлении.

Как решить проблему:

  1. Проверьте данные в заявке, которую заполняете на портале, чтобы в ней не было ошибок и опечаток.
  2. В заявке на портале обязательно заполните поле «СНИЛС».
  3. Обратитесь в УЦ, чтобы уточнить ФИО и СНИЛС в сертификате ЭП.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.


ФГИС Зерно: будет ли перенос сроков на обязательную прослеживаемость зерна

С 2022 года в России нельзя легально продать, перевезти или купить зерно, не отчитавшись об этом в систему ФГИС «Зерно». С 2023 года стартует новый этап внедрения системы — теперь нужно будет отчитываться об операциях с продуктами переработки зерна. Делать это должны как сами зернопереработчики, так и хлебозаводы. Розница тоже участвует в бизнес-цепочках и, возможно, и ей придется отражать данные в системе.

Электронная подпись для ФСС (СФР): кому нужна, где получить и как настроить

В России медицинские организации и работодатели  используют только электронные больничные. Для этого они взаимодействуют с Фондом социального страхования. Новое название ведомства с 1 января — СФР. Вся работа с ведомством происходит через интернет и с помощью электронной подписи. В статье расскажем, как ее получить и работать с ней.

Электронная подпись для Почты России

Почтовые отправления можно получать без паспорта и извещения. Все, что для этого нужно, — оформить простую электронную подпись. Рассказываем, как это работает и как получить ПЭП для Почты России.

Электронная подпись для ФГИС ЦС

Производители, импортеры и перевозчики строительных материалов должны вносить сведения о ценах стройресурсов на платформу ФГИС ЦС. В статье расскажем, как работает площадка и какая электронная подпись подойдет для размещения на ней данных.

Электронная подпись для ФГИС «Зерно»

С 1 сентября 2022 года продать, перевезти или купить зерно в России можно будет только после внесения всех данных об этих операциях в систему ФГИС «Зерно». До осени работа на площадке добровольна — и у бизнеса есть время приспособиться. Как начать работу на площадке и какая электронная подпись для этого потребуется, разобрали в этой статье.