В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему им может не подойти стандартный сертификат.
Кто такой кадастровый инженер
Кадастровый инженер — это специалист, который выполняет работы в области межевания земель: проводит замеры, определяет статус и границы земельных участков, оформляет и передает в государственные органы кадастровые документы.
Кадастровый инженер может быть индивидуальным предпринимателем или работником юрлица по трудовому договору.
Чтобы работать таким специалистом, надо получить членство в одной из саморегулируемых организаций (СРО) кадастровых инженеров. Члена СРО вносят в государственный реестр, после этого он может работать официально.
Список действующих СРО можно найти на сайте Росреестра, а требования для вступления — в ч. 2 ст. 29 221-ФЗ.
Если вы еще не получили сертификат электронной подписи, оформите его в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Где можно использовать электронную подпись
Инженер в электронном виде работает с Росреестром — службой, которая проводит мониторинг земель, кадастровую оценку, регистрирует сделки с недвижимостью. На официальном сайте он может получать государственные услуги и пользоваться платными и бесплатными сервисами, например:
- запрашивать данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН),
- узнавать кадастровую стоимость, справочную информацию об объектах недвижимости
- подавать заявления о постановке на кадастровый учет.
Чтобы передавать и получать документы через портал, специалист должен иметь электронную подпись (ЭП). Это обязательное требование установлено в п. 6 ч. 2 ст. 29.1 221-ФЗ.
Также, согласно 218-ФЗ, специалист должен использовать ЭП, чтобы подписать:
- электронный документ, который направляет в Росреестр,
- заявление через специальную форму на портале.
Для чего нужна электронная подпись кадастрового инженера
Электронная подпись нужна для идентификации автора документа или автора заявления, которое поступило через портал. Некоторые документы может подготовить и передать в Росреестр только кадастровый инженер, например, межевой и технический план, акт обследования объекта. Он несет персональную ответственность за корректность таких документов, поэтому и подписать документ он должен личной ЭП. За нарушения при работе с порталом Росреестра специалиста ждет дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
За систематические ошибки в документах | За предоставление в Росреестр поддельных документов |
---|---|
Могут исключить из СРО с дисквалификацией на два года. |
Штраф от 30 до 50 тыс. рублей и отстранение от работы на срок до трех лет. Если подлог причинил кому-то крупный ущерб, специалиста наказывают штрафом 100-300 тыс. рублей, дисквалификацией на срок до трех лет либо обязательными работами до 360 часов. |
При разбирательствах в таких нарушениях важно определить, кто именно подписал подложные документы, поэтому закон требует, чтобы у кадастрового инженера была личная электронная подпись.
Чтобы проверить открепленную и присоединенную электронную подпись, воспользуйтесь сервисом Контур.Крипто. До 29 операций на 90 дней — в том числе, подписание документов — доступны бесплатно.
Какую электронную подпись должен иметь кадастровый инженер
Для работы в Росреестре советуем кадастровым инженерам получить сертификат с отметкой о профессии. Всё потому, что документы, которые кадастровые инженеры подписывают и загружают на портал Росреестра, вручную перепроверяют сотрудники региональных отделений ведомства. Они не всегда принимают файлы, которые подписали обычными сертификатами физлица или ИП, ссылаются на на распоряжение от 20.05.2019 N Р/0083.
Кроме Росреестра сертификат кадастрового инженера подойдет и для других систем. Например, для ЭТП, Госуслуг, Гознака, личного кабинета ФНС.
Где заказать электронную подпись для кадастрового инженера
Получить сертификат КЭП можно в удостоверяющих центрах (УЦ). Для этого специалисту нужно предоставить:
- оригинал паспорта будущего владельца ЭП;
- заявление на выдачу КЭП, подписанное владельцем;
- номера СНИЛС и ИНН;
- аттестат или выписка из реестра кадастровых инженеров: они помогут подтвердить квалификацию.
В стоимость сертификата уже включены:
- автоматическая установка программ для работы ЭП за 15 минут,
- круглосуточная техподдержка.
Вместе с КЭП можно дополнительно приобрести лицензию КриптоПро CSP для работы сертификата на компьютере и защищенный паролем носитель-токен или записать сертификат на два токена, чтобы использовать ЭП в разных офисах.
Если данные владельца изменились или сертификат пропал, то нужно отозвать его и получить новый.