Обычно при работе с электронными документами многие используют квалифицированную электронную подпись. Но иногда применять неквалифицированную ЭП гораздо выгоднее. Когда — рассказываем в статье.
Оформите сертификат НЭП с помощью УЦ Контура
Что такое неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)
УНЭП — это вид электронной подписи, который создают с помощью криптографии. Основное его отличие в том, что для ее использования нужно подписывать соглашение между сторонами или особые требования нормативно-правового акта.
Юридическое определение УНЭП согласно ФЗ-63
По закону УНЭП:
- идентифицирует личность подписанта;
- благодаря криптографии позволяет обнаружить изменения в документе после подписания.
Отличия УНЭП от других видов ЭП
Существует три вида электронной подписи: простая электронная, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Подробнее о них писали здесь.
Юридическая сила УНЭП
УНЭП — имеет такую же юридическую силу как и УКЭП, но чтобы ее использовать стороны должны оформить согласие.
Области применения неквалифицированной электронной подписи
В большинстве случаев НЭП используют в кадровом документообороте со штатными сотрудниками, производственном и ЭДО с самозанятыми.
Оформите НЭП для сотрудников с помощью сервиса Корпоративный центр регистрации
Ограничения использования УНЭП
УНЭП применяют только тогда, когда это предусмотрено нормативными актами, соглашениями сторон или регламентами информационных систем. Ее не используют при подаче документов в госорганы, а также для документов, для которых законом необходимо собственноручное подписание. По закону УНЭП запрещена в документах, где есть сведения гостайны.
Кроме этого, применение НЭП, обычно, ограничено информационной системой, в которой его получили.
Рекомендации по безопасному использованию УНЭП
Для безопасности следуйте этим правилам:
- Не передавайте носитель сертификата ЭП (токен или мобильное приложение) другим лицам.
- Создавайте сложные пароли и включайте двухфакторную аутентификацию.
- Внимательно проверяйте источник, который запрашивает ваши данные, и не предоставляйте их без необходимости.
- В случае утраты личных документов немедленно уведомите удостоверяющий центр и отзовите подпись.
Как получить неквалифицированную электронную подпись
Сертификат УНЭП можно получить разными способами. Один из них — в удостоверяющих центрах. Например, в Контуре это можно сделать через Корпоративный центр регистрации (КЦР):
- Оставьте заявку на оформление сертификатов.
- Подпишите заявление на выпуск и удостоверьте личность онлайн через Госуслуги или лично в центрах КЦР.
Носители для хранения УНЭП
Для хранения можно использовать облачное хранилище. В этом случае закрытый ключ НЭП хранится на сервере удостоверяющего центра. Для подписания документа используются сервис, который умеет обращаться к серверу УЦ и мобильный телефон.
Кроме этого, хранить ключи УНЭП можно и на носителях.
Частые вопросы
Да, когда это прямо разрешено законодательством или регламентами. Но обычно для официальных документов нужна УКЭП.
Если ключ УНЭП скомпрометирован, необходимо немедленно отозвать подпись в удостоверяющем центре, уведомить об этом контрагентов, а также принять меры по защите своих личных данных.
Да, сертификат УНЭП нужно продлевать. Срок его действия обычно составляет 1 год.
В большинстве случаев — нет, так как, как зона доверия НЭП, как правило, ограничена сервисом, в котором выдали сертификат.
УНЭП Госключа имеет ограниченный сценарий использования — только в рамках самого приложения «Госключ».
Это можно сделать через онлайн-сервисы УЦ или порталы, где можно загрузить и подписать документ с электронной подписью.
Да, иностранные граждане могут получить и использовать российскую УНЭП при наличии регистрации и необходимых документов.