Как оформить МЧД для Федеральной таможенной службы — Удостоверяющий центр

Как оформить МЧД для Федеральной таможенной службы

Обновлено 12 мая 2025

Чтобы сотрудники компаний могли обмениваться электронными документами с Федеральной таможенной службой (ФТС), им нужна машиночитаемая доверенность. Как оформить МЧД для таможни и работать в сервисах ФТС 一 рассказываем в статье.

Чем занимается ФТС

Федеральная таможенная служба контролирует ввоз и вывоз товаров из страны, проверяет декларации на продукцию, принимает таможенные платежи и пресекает ввоз контрабанды.

Для работы в системе таможенной службы понадобится квалифицированная электронная подпись. Сотруднику можно получить ее сертификат в аккредитованном удостоверяющем центре, руководителю 一 в ФНС или его представителей.

Как бизнес взаимодействует с ФТС

Организации, которые импортируют или экспортируют товары, обязаны сообщать в Федеральную таможенную службу о перемещении грузов через границу. Этот процесс происходит полностью в онлайн-режиме.

Перед выездом груза компании заполняют декларации, а у сотрудника ФТС отображаются необходимые данные в системе.

Подать декларацию по экспорту и импорту товаров можно через личный кабинет участника ВЭД или другие сервисы таможенного декларирования. Например, Контур.Декларант. В программе есть готовые шаблоны документов, которые принимает таможня, система подскажет, как правильно работать на каждом этапе.

Какие данные нужно указывать в декларации

В таможенной декларации нужно указать:

  • компанию, которая отправляет груз: название, страну, адрес отправления и ИНН,
  • получателя груза: название организации, страну, адрес получения и ИНН,
  • транспорт, который перевозит груз: марку и госномер автомобиля,
  • полную информацию о товаре: наименовании, стране происхождения, вес нетто и брутто, количество, описание, код по товарной номенклатуре,
  • таможенную стоимость продукции, сведения для расчета пошлин и налогов,
  • детали сделки: условия договора, валюту оплаты,
  • ссылки на документы, которые подтверждают информацию о товаре,
  • информацию об ограничениях или уникальных особенностях товара,
  • ФИО и телефон сотрудника, который заполнял декларацию.

Как зарегистрироваться в личном кабинете участника ВЭД

Сделать это можно только через аккаунт организации на Госуслугах.

  1. Перейдите в личный кабинет декларанта на сайте ФТС.
  2. Выберете раздел «Регистрация»: сервис перенаправит вас на Госуслуги.
  3. Войдите на Госуслуги с помощью данных руководителя.
  4. Добавьте сертификат его электронной подписи.

Чтобы дать доступ сотруднику к личному кабинету декларанта, нужно также перейти на Госуслуги.

  1. С учетной записи руководителя добавьте информацию о работнике в разделе «Сотрудники»: ФИО, СНИЛС и электронную почту.
  2. Сотруднику нужно подтвердить приглашение, которое придет на указанный электронный адрес.
  3. Добавьте электронную подпись сотрудника в личный кабинет, чтобы у него была возможность самостоятельно работать на сайте таможни.

После регистрации руководитель и сотрудники могут заходить на портал ФТС через Госуслуги или с помощью своих электронных подписей. Дополнительно сотрудникам понадобится машиночитаемая доверенность (МЧД)

Зачем нужна МЧД для работы в личном кабинете участника ВЭД

МЧД 一 это электронный аналог бумажной доверенности. Она подтвердит, что у сотрудника есть полномочия передавать информацию от организации в федеральные службы, обмениваться документами и совершать финансовые операции с партнерами.

В электронной доверенности для Федеральной таможенной службы необходимо указать ФИО сотрудника, его полномочия и срок действия МЧД.

ФТС требует указывать полномочия сотрудника в МЧД с помощью кодов, всего их пять:

  • FTS_10001 一 подписывать документы для таможенного декларирования: подавать, регистрировать, отзывать или изменять информацию в таможенной декларации. 
  • FTS_10002 一 подписывать документы, которые не связаны с таможенным декларированием.  
  • FTS_10003 一 получать извещения, уведомления и процессуальные документы по административным правонарушениям.
  • FTS_10004 一 получать информацию по административным правонарушениям.
  • FTS_10005 一 предоставлять заявления, объяснения, ходатайства, жалобы и другие документы по административным правонарушениям.

В доверенности можно указать как одно кодовое полномочие из пяти, так и несколько. Всё зависит от обязанностей сотрудника, на которого оформляют МЧД. 

Как создать МЧД для работы с таможней

Сделать МЧД для таможни можно в личном кабинете участника ВЭД или через специальный сервис. Например, Контур.Доверенность.

В личный кабинет участника ВЭД рекомендуем заходить через Яндекс Браузер или Chromium ГОСТ. В других браузерах могут быть проблемы с доступом.

Покажем, как сделать МЧД для ФТС в Контур.Доверенности.

Шаг 1. Войдите в сервис

Первый вход делает руководитель с помощью сертификата КЭП.

Шаг 2. Пригласите сотрудников, которые будут выпускать МЧД

Перейдите в раздел «Доступ», укажите ФИО, электронную почту сотрудника и его роль: заместитель или управляющий. Работник будет использовать почту как логин для входа.

При выборе роли учитывайте, что заместитель видит всех сотрудников в сервисе, может добавлять права или забрать доступ.

Шаг 3. Выберите формат доверенности

Для работы с сервисами таможни нужно выбрать формат 003 (EMCHD_1).

Формат доверенности

Шаг 4. Заполните МЧД

Область применения. Поставьте галочку напротив пункта «Федеральная таможенная служба». После этого сервис подскажет, какие полномочия нужно добавить в доверенность для таможни, а также зарегистрирует ее в ФТС.

Срок действия. Можете указать любой, либо не делать этого вообще. Во втором случае доверенность сохранит юридическую силу в течение года. Не рекомендуем указывать начало действия доверенности датой в прошлом — с ней могут возникнуть проблемы при регистрации.

Информация о доверителе. Если раньше вы не выпускали электронные доверенности, укажите все, кроме ИНН и ОГРН. Данные о доверителе должны полностью совпадать с информацией в сертификате КЭП, иначе сервис не допустит вас к следующему шагу. Если вы уже работали в сервисе, поля в МЧД заполнятся автоматически.

Информация о доверителе

Информация об уполномоченном​. Укажите ИНН, СНИЛС, ФИО, выберете гражданство из списка. Внимательно проверьте правильность всех данных, чтобы не пришлось перевыпускать МЧД.

Полномочия. Рекомендуем выбрать полномочия из списка, так они корректно считаются при подаче документов.

Полномочия

Передоверие. При выборе такой возможности сотрудник сможет самостоятельно передать полномочия третьему сотруднику. Для передоверия может потребоваться нотариальное заверение.

Нотариальное заверение не нужно, когда руководитель компании выпускает МЧД с передоверием на имя директора другого юридического лица, а тот в свою очередь оформляет доверенности на физлиц.

Подробно про передоверие МЧД и самые популярные схемы писали в этой статье.

Шаг 5. Подпишите доверенность

Если сервис по каким-то причинам не сможет зарегистрировать доверенность в ФТС, ее нужно будет вручную загрузить в личный кабинет участника ВЭД. А для этого потребуется скачать архив. В нем файл с электронной подписью будет в формате «.sig», с электронной доверенностью 一 «.xml».  После этого МЧД и КЭП нужно будет прикрепить в личном кабинете участника ВЭД вместе с декларацией.

Шаг 6. Скачайте МЧД и КЭП

Сделать это можно только единым архивом. Файл с электронной подписью будет в формате «.sig», с электронной доверенностью 一 «.xml».  После этого прикрепите МЧД и КЭП в личном кабинете участника ВЭД вместе с декларацией.

Как загрузить МЧД в личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС

Если вы создавали МЧД не в Контур.Доверенности и не на сайте таможенной службы, то алгоритм загрузки доверенности в личный кабинет будет таким:

  1. Перейдите в раздел «Доверенности МЧД» на сайте Федеральной таможенной службы.
  2. Войдите в личный кабинет под учетной записью директора. Если учетной записи нет, зарегистрируйтесь.
  3. Нажмите на кнопку «Загрузить доверенность из файла».
  4. Загрузите МЧД в формате «.xml»  и электронную подпись директора в формате «.sig».
  5. Нажмите «Загрузить доверенность» в правом нижнем углу формы.
  6. Доверенность отобразится во вкладке «Черновики» со статусом «Отправлена».
  7. Новая электронная доверенность появится во вкладке «Действующие» со статусом «Зарегистрирована» после проверки. Обычно это занимает несколько минут.

Если электронная доверенность не появилась среди действующих, проверьте раздел «Черновики». Возможно, при загрузке произошла ошибка, система покажет, что не так.

Как работать с электронной доверенностью в личном кабинете ФТС

Все электронные доверенности на сотрудников хранятся в личном кабинете участника ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы. Найти их можно в разделе «Доверенности МЧД», вкладка «Действующие».

МЧД загружают один раз. Во время подачи новой декларации создавать другую доверенность не нужно: достаточно указать реквизиты необходимой МЧД.

Как отозвать МЧД для ФТС

Если сотрудник уволился из компании, перешел на другую должность и сменил функционал, его МЧД можно отозвать в Контур.Доверенности. После этого он не сможет направлять сведения о компании в органы таможни. Чтобы отозвать доверенность: 

  1. Выберите МЧД сотрудника в разделе «Доверенности организации» и нажмите кнопку «Отозвать» 
  2. Укажите причину отмены доверенности. После сервис автоматически создаст заявление на отзыв МЧ, которое нужно подписать сертификатом руководителя.

После этого статус доверенности в сервисе изменится на «Отменена». 

Сотрудник также может самостоятельно отказаться от полномочий. Для этого ему нужно открыть доверенность с его данными и нажать кнопку «Отправить на отзыв». После — указать причину отмены МЧД и подписать заявление его сертификатом электронной подписи.

Главные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Рассылка с новостями от наших экспертов раз в месяцГлавные новости про электронную подпись и МЧД на почту
Подписаться

Другие статьи

Все статьи