Разберем, какие ошибки в работе с электронной подписью случаются чаще всего и как их избежать.
Если нужна консультация о получении, использовании и отзыве электронной подписи, обратитесь к экспертам Удостоверяющего центра.
Классификация ошибок электронной подписи по типам
Ошибки с ЭП могут возникать по разным причинам: неправильная настройка, просроченные сертификаты, технические сбои. Если понять, в чем причина, вы быстрее найдете решение или сможете сориентировать оператора службы поддержки.
Ошибки лицензирования и криптопровайдера
Электронная подпись не будет работать без программы, которая помогает компьютеру поддерживать алгоритмы отечественной криптографии — криптопровайдера. Один из самых популярных в России — программа «КриптоПро CSP» (далее — КриптоПро)
Для работы с ЭП нужно, чтобы настроить рабочее место: установить драйверы, плагины и актуальную версию КриптоПро. Если что-то из этого отсутствует или работает со сбоями электронной подписью воспользоваться не получится.
В Удостоверяющем центре Контура настройка рабочего места происходит автоматически с помощью Веб-Диска.
Если истек срок действия лицензии, КриптоПро сообщит об этом. В случае с сертификатами со встроенной лицензией, сообщение можно проигнорировать. Если все-таки лицензию нужно обновить, обратитесь в удостоверяющий центр (УЦ) или к ответственному сотруднику в вашей организации за новым лицензионным ключом.
Ошибки сертификатов и ключей ЭП
Создать электронную подпись не получится в нескольких случаях. Во-первых, если истек срок действия его сертификата: обычно его выдают на 15 месяцев. Или, во-вторых, если сертификат отозвали, например, из-за утери. В обоих случаях сертификат нужно выпустить заново.
При попытке воспользоваться ЭП (подписать документ, войти на сайт ЭТП или госпортала по сертификату) сайт не может найти сертификат/ключ сертификата и сообщает об этом. Подробнее о том, как разрешить ситуацию писали в справке.
Технические ошибки носителей и токенов
Для хранения ключей электронной подписи могут использовать внешний носитель — токен или флешка. Иногда он тоже может работать неправильно.
Самый простой способ проверить, работает ли токен, — посмотреть на светодиодный индикатор. Он должен гореть или мигать, указывая на активное подключение. Если свет не загорается, носитель вышел из строя. В этом случае его нужно заменить и перезаписать ключ в удостоверяющем центре. Еще неисправность может быть не в самом токене, а в USB-порте компьютера. Иногда достаточно просто подключить носитель в другой разъем.
Если компьютер не видит сертификат на токене, это может быть связано с программным сбоем. Перезагрузите устройство. Если не помогает — пройдите настройку с веб-диска или обратитесь в техническую поддержку.
Сообщения «Вставьте ключевой носитель» или «Вставлен другой ключевой носитель» в КриптоПро CSP означают, что программа не может найти нужный закрытый ключ. Возможно, носитель с ним не вставлен или вставлен не тот носитель. Может помочь переустановка сертификата через КриптоПро. Подробную инструкцию можно найти здесь.
На флешке в корневой папке должен быть специальный контейнер с файлами закрытого ключа. Он состоит из нескольких файлов (например, header.key, primary.key и других) в папке, которая названа по формату xxxxxx.000. Если этой папки нет или файлы отсутствуют, значит контейнер поврежден или удален. Иногда его нельзя даже скопировать — это тоже признак повреждения. Тогда потребуется создание нового ключа и выпуск нового сертификата.
При выпуске сертификата электронной подписи удостоверяющий центр должен подтвердить личность получателя. В УЦ Контура это можно сделать удаленно через приложение «Госключ». При получении сертификата онлайн все его возможности сохраняются. С такой КЭП можно участвовать в торгах и работать на государственных порталах.
Ошибки браузеров и плагинов
Ошибки с ЭП в браузере часто связаны с некорректной работой плагинов или вмешательством защитного ПО.
Для работы с Госуслугами и другими порталами нужно установить плагин, который позволяет браузеру взаимодействовать с электронной подписью. Без него подпись не будет распознаваться, и вы не сможете подписывать документы или авторизоваться на сайте.
Даже если плагин установлен, он может не работать. Убедитесь, что расширение активно: иногда оно устанавливается, но остается выключенным, особенно в браузерах с повышенной безопасностью. Подробнее здесь.
Ошибки операционных систем и совместимости
Сбои возникают из-за конфликтов между компонентами Windows и КриптоПро CSP.
Одна из типичных проблем — сообщение «Алгоритм ключа сертификата не поддерживается». Такая ошибка говорит о том, что версия операционной системы, установленная на компьютере, не может корректно работать с используемым сертификатом или криптографическим алгоритмом. Это происходит из-за устаревших компонентов системы или несовместимости с текущей версией КриптоПро CSP. Убедитесь, что ваша операционная система соответствует техническим требованиям.
Профилактика ошибок электронной подписи
Избежать большинства проблем с ЭП можно, если корректно установить все компоненты, регулярно обновлять программное обеспечение и следить за тем, чтобы работа не блокировалась защитными программами. Облегчить этот процесс и сделать все автоматически можно с помощью веб-диска Контура.
Вы уже выпустили сертификат электронной подписи? Эксперты подскажут, как работать с ним на госпорталах и торговых площадках.