Аукцион и конкурс — это конкурентные способы выбора поставщика, которые применяют заказчики. Общие принципы их проведения схожи, но правила выбора поставщика в таких тендерах существенно различаются.
Что такое аукцион
Аукцион — это выбор поставщика по результатам торгов. Победителем станет участник, который предложил минимальную цену и подготовил заявку на участие без ошибок.
Какие бывают аукционы:
- открытые или закрытые;
- на закупки для госучреждений, госкомпаний или коммерческих фирм.
- бумажные или в электронной форме;
Бумажные торги проводят только для закупок с секретностью. Такие заказы размещают с помощью закрытых аукционов без публикации извещения в ЕИС и на ЭТП.
Остальные заказы размещают в электронной форме, поэтому для участия в них понадобится электронная подпись.
Оформите ЭП в Удостоверяющем центре Контура. Такая электронная подпись подойдет для любой торговой площадки и всех видов торгов.
Кто из заказчиков по каким правилам работает, зависит от источника финансирования организации:
- госучреждения проводят торги по правилам 44-ФЗ;
- госкомпании, которые принадлежат государству больше, чем на 50 % размещают заказы по 223-ФЗ;
- коммерческие фирмы заключают договоры на основе Гражданского кодекса.
Где размещают сведения об аукционе
Госкомпании и госучреждения публикуют извещения о проведении открытых аукционов в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) из списка, который утвержден распоряжением Правительства от 12.07.2018 №1447-р. Это обязательное правило для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди малого и среднего предпринимательства.
Коммерческие фирмы могут публиковать извещения о проведении аукционов на тех же площадках, что и госзаказчики, а также на других ЭТП и корпоративных сайтах.
Как проводят аукцион
Открытые аукционы проводятся в несколько этапов (ст. 49 44-ФЗ):
- Подача заявок от поставщиков.
- Торги, где участники предлагают цену за свои товары, работы или услуги.
- Рассмотрение заявок и подведение итогов.
Состав аукционной заявки
С января 2022 года участники подают заявку на участие в аукционе без деления на части. В нее включают (ч. 1 ст. 49 44-ФЗ):
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Документы о соответствии поставщика общим и специальным требованиям заказчика. Например, лицензия.
- Декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ.
- Реквизиты счета.
- Характеристики товара.
- Информацию о стране происхождения товара.
Большую часть сведений о поставщике заказчику направляет электронная площадка (п. 2 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ). Сведения об ИНН и декларацию о соответствии требованиям 44-ФЗ участникам придется прикладывать к заявке самостоятельно.
Для подачи заявки на участие в аукционе нужно оформить электронную подпись и ежегодно ее обновлять.
Сроки проведения открытого аукциона
Этап аукциона | Сроки проведения | Статья 44-ФЗ |
---|---|---|
Подача заявок | Не меньше 15 дней для торгов свыше 300 млн рублей и строительных закупок больше 2 млрд рублей. В остальных случаях — не менее, чем за 7 дней. | ч.3 ст.42 |
Торги |
Начало: через два часа после окончания подачи заявок Время на подачу ставки: 4 минуты Длительность торгов: не больше пяти часов |
п.23 ч.1 ст.42 п.5 ч.3 ст.49 |
Рассмотрение заявок и подведение итогов | Не больше двух рабочих дней, начиная со следующего дня от проведения аукциона | ч.5 ст.49 |
Что такое конкурс
Конкурс как и аукцион — это процедура выбора поставщика на конкурентной основе. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта..В таких закупках есть критерии оценки заявок, за которые участник может получить баллы. Баллами оценивают не только насколько выгодна цена товара, но и дополнительные критерии: квалификация и деловая репутация поставщика, характеристики товара и тд.
Какие бывают виды конкурсов:
- открытые и закрытые;
- бумажные и электронные;
- для нужд госзаказчиков и запросов частных фирм.
Где размещают сведения о конкурсе
Извещения о проведении конкурсов публикуют там же, где и извещения о проведении аукционов — на любой из восьми федеральных торговых площадок. Коммерческие компании могут использовать другие ЭТП и размещать извещения о проведении тендеров на корпоративных сайтах. При проведении закрытых тендеров, заказчики сами приглашают поставщиков принять участие в закупке.
Для участия в конкурсе, как и для аукциона, понадобится получить сертификат электронной подписи.
Как проводят конкурс
Этапов в конкурсе больше, чем в аукционе. Алгоритм проведения открытого конкурса (ст. 48 44-ФЗ):
- Подача заявок участниками конкурса.
- Рассмотрение конкурсной комиссией первых частей заявок.
- «Переторжка» — подача предложения, цена которого не равна или не превышает цену, которую указали при подаче заявки. Нулевые ставки заказчики не принимают. Если поставщик не участвовал в переторжке, заказчик учитывает ценовое предложение из третьей части заявки.
- Рассмотрение вторых частей заявок.
- Рассмотрение третьих частей — цен, которые предложили участники
- Подведение итогов.
Состав конкурсной заявки
Заявка на участие в конкурсе состоит из трех частей (ч. 2 ст. 48 44-ФЗ).
Первая часть заявки включает в себя:
- параметры товара, в том числе товарный знак;
- сведения о стране происхождения товара;
- экологические характеристики продукции и сведения о величине расходов на эксплуатацию, если заказчик установил такое требование;
- эскизы и чертежи, если их запросил заказчик — это необязательное требование.
Во вторую часть включают:
- решение об одобрении крупной сделки;
- документы, которые подтверждают соответствие поставщика единым и дополнительным требованиям заказчика и страну происхождения товара;
- декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ;
- реквизиты для оплаты поставки;
- документы о квалификации участника.
Третья часть конкурсной заявки — это ценовое предложение или цена, которую предлагает участник за свои товары, работы, услуги. Если поставщик не станет участвовать в «переторжке» — подаче предложений, финальной ценой будут считать цену из третьей части заявки, которую указали при подаче (ч. 9 ст. 48 44-ФЗ).
Критерии выбора победителя
При выборе поставщиков госзаказчики могут установить и оценивать разные критерии (ч. 1 ст. 32 44-ФЗ):
- цена предложения;
- стоимость техобслуживания;
- характеристики товара;
- наличие финансовых, кадровых и материальных ресурсов для выполнения контракта;
- опыт выполнения аналогичных работ;
- деловая репутация фирмы.
Одновременно применяют не меньше двух критериев, один из которых — цена. Сколько баллов можно набрать и по какому критерию, заказчик уточняет в извещении о проведении конкурса. Предельные значения критериев и формулы расчета содержатся в Постановлении Правительства от 31.12.2021 №2604. Например, в конкурсе на капремонт по критерию «цена контракта» присваивают минимум 60 баллов. Не больше 40 дают по критериям «характеристики работ» и «квалификация участника».
Заказчики по 223-ФЗ и коммерческие фирмы разрабатывают критерии и правила их применения самостоятельно.
Сроки проведения открытого конкурса
Этап конкурса | Сроки проведения | Статья 44-ФЗ |
---|---|---|
Подача заявок | Не менее 15 дней | ч.3 ст.42 |
Рассмотрение первых частей заявок |
Не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней |
ч.3, 4 ст.48 |
Переторжка | Проводят на следующий рабочий день после окончания рассмотрения первых частей. Длительность переторжки — не больше часа | ч.1 ст.42, ч.8 ст.48 |
Рассмотрение вторых частей заявок | Не больше двух рабочих дней | ч.11 ст.48 |
Рассмотрение ценовых предложений | Не больше одного рабочего дня | ч.15 ст.48 44-ФЗ |
Подведение итогов | Не больше одного рабочего дня | ч.15 ст.48 |
Особые случаи, при которых увеличивают срок рассмотрения первых частей заявок — это закупка научно-исследовательских и других работ высокой сложности. Полный перечень подобных случаев перечислен в ч. 4 ст. 48 44-ФЗ.
Если заказчик не установил такие критерии оценки, как «расходы на эксплуатацию», «экологические характеристики» или в описание включена проектная документация или смета на капремонт, у заявок не будет первой части. В такой ситуации заказчик рассмотрит вторые части после окончания подачи заявок и конкурс пройдет быстрее.
Чем отличается аукцион от конкурса по 44-ФЗ
Аукцион отличается от конкурса по нескольким параметрам:
- Критерии оценки участников: в аукционе — это цена , а в конкурсе –– количество баллов, которое набрал участник по нескольким критериям.
- Алгоритм проведения: в конкурсе больше этапов.
- Сроки проведения: выбор поставщика путем проведения конкурса занимает больше времени.
- Требования к составу заявки: в конкурсную входит более обширный список документов, чем в аукционную.
Подробнее отличия аукциона от конкурса мы разобрали в таблице
Аукцион | Конкурс |
---|---|
Критерии оценки участников | |
Цена предложения | Лучшие условия исполнения контрактов |
Алгоритм проведения | |
|
|
Сроки проведения | |
Подача заявок: не меньше 15 дней или 7 дней, если НМЦК не более 300 млн руб и 2 млрд для строительных закупок. Длительность торгов: не больше пяти часов. Рассмотрение заявок и подведение итогов: не более двух рабочих дней. |
Подача заявок: не менее 15 дней. Рассмотрение первых частей заявок: не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней. «Переторжку» проводят на следующий рабочий день после окончания рассмотрения первых частей. Длительность переторжки — не больше часа. Рассмотрение второй части — два рабочих дня. Подведение итогов и рассмотрение третьей части: не больше одного рабочего дня. |
Состав заявки | |
|
|
Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
Одно из преимуществ конкурса, которое отличает его от аукционе — редкость демпинга или намеренного занижение цены. Правила подачи окончательного предложения в конкурсе исключают длительные торги, где участники могли бы постоянно предлагать цену меньшую, чем у конкурентов.
Минус конкурса — высокий порог входа для поставщиков-новичков. Фирмам без опыта редко удается выдержать конкуренцию с более опытными участниками.
Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
Отсутствие возможности выбрать поставщика по балльному принципу исходя из его опыта, квалификации, цены предложения и других критериев упрощает победу в аукционе. Поставщику для победы понадобится правильно подготовить заявку и предложить низкую цену в ходе торгов.
Частая проблема электронных аукционов — демпинг и недобросовестные поставщики. Некоторые фирмы участвуют в торгах номинально, чтобы сбить с толку реальных участников и привести к победе определенную компанию. Новые поставщики иногда в азарте занижают цены, а потом понимают, что не в состоянии выполнить условия сделки.
Выводы
Одержать победу в аукционе сможет даже компания без опыта работы с госзаказом. Главное — внимательно изучить требования заказчика, верно подготовить заявку и не идти на поводу у других участников в ходе торгов. Конкурс — тендер для более опытных компаний, которые получат дополнительные баллы за квалификацию.
Воспользуйтесь услугами по тендерному сопровождению, чтобы избежать ошибок и заполучить выгодный контракт.