Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

В статье мы пишем «получить электронную подпись», хотя в удостоверяющем центре получают «сертификат» электронной подписи. Мы упростили термины сознательно.

Будет ли работать моя электронная подпись в 2022 году?

Если вы получали электронную подпись в Контуре, то да. Она будет работать до 31 декабря 2022 года, если ее срок действия не закончится раньше. Это касается всех подписей: 

  • руководителей организаций и ИП,
  • сотрудников и уполномоченных лиц организаций,
  • физических лиц (будут действовать даже после 31 декабря 2022 года).

Когда срок действия электронной подписи закончится, ее нужно будет заменить по порядку, описанному в следующем вопросе.

Где получить электронную подпись руководителя в 2022 году?

С 1 января 2022 года руководителям и ИП нужно получать электронные подписи по новому порядку:

  • Руководителю коммерческой организации или ИП — получить подпись ФНС, обратившись за ней в налоговую инспекцию или к доверенным лицам ФНС («компаниям-помощникам» налоговой). 

ca

Получите подпись ФНС и используйте ее с комфортом. Выдача подписи, настройка и помощь от экспертов Контура.

  • Главам финансовых организаций вместо ФНС нужно обращаться в Центробанк.
  • Должностным лицам бюджетных учреждений и руководителям госорганов — в Казначейство.

Для сотрудников и уполномоченных лиц с 1 января 2022 года правила получения электронной подписи не меняются. Однако к 31 декабря 2022 года им нужно успеть заменить свою подпись на новую. Чтобы сделать это, обратитесь в Контур или другой аккредитованный УЦ — там подберут подходящую подпись.

Для физических лиц правила получения электронной подписи не меняются вообще. Ни с 1 января 2022 года, ни позже:) Вы по-прежнему можете получать подписи в Контуре или другом аккредитованном УЦ.

Статья про новые правила работы с электронной подписью

Как получить электронную подпись в ФНС?

Руководителю нужно лично обратиться в отделение налоговой: записаться на прием, принести паспорт и СНИЛС, а также защищенный носитель (похож на флешку).

Перед посещением нужно найти или купить носитель. А также лицензию на программу КриптоПро для компьютера, где будете использовать подпись ФНС. И носитель, и лицензию можно приобрести в аккредитованных УЦ.

ca

Получите подпись ФНС и всё, что нужно для работы с ней: установка, техподдержка и консультации по торгам. Предложение для директоров, ИП и нотариусов.

В налоговой выдают только одну подпись на организацию или ИП. Она защищена от копирования, поэтому не получится сделать дубликат для других сотрудников. Если раньше такая практика в компании была, то каждому сотруднику, который подписывал документы, понадобится своя подпись — ее можно купить в Контуре или другом аккредитованном УЦ.

Пошаговая инструкция для посещения ФНС

Что с электронной доверенностью и подписью сотрудника?

Переносят сроки перехода сотрудников на электронные доверенности (их также называют «машиночитаемые доверенности» или МЧД). Новые сроки Госдума приняла в конце 2021 года. До этого ожидалось, что с 1 января 2022 года сотрудники будут работать по-новому: использовать свои подписи (в них нет данных организации) в паре с электронной доверенностью.

Теперь получать электронные подписи по прежним правилам сотрудники могут до 31 декабря 2022 года. Это будут подписи на юрлицо (в них указаны ФИО сотрудника и данные организации). Работать они будут до 31 декабря 2022 года*. 

С 1 марта 2022 года сотрудники по своему усмотрению могут получить собственную подпись по новым правилам и использовать при подписании документов организации. Главное — прикладывать при этом электронную доверенность. Такой порядок работы будет возможен не во всех системах — они пока настраивают работу с доверенностями. Ожидаем, что первыми будут ФНС и ФСС.

С 1 января 2023 года сотрудникам обязательно нужно использовать подпись физлица и электронную доверенность. Поэтому рекомендуем не откладывать переход на новые правила работы до 2023 года, а сделать это постепенно в течение 2022 года.

Статья про электронные (машиночитаемые) доверенности для сотрудников

Аккредитован ли удостоверяющий центр Контура?

Да, у Контура есть аккредитация по новым правилам закона. А значит:

  • Если у вас есть наша подпись, то она работает до 31 декабря 2022*. Если, конечно, ее срок не закончится раньше.
  • Руководители могли получить подпись в Контуре до 30 декабря 2021 года включительно. Такая подпись будет действовать до 31 декабря 2022*.
  • В 2022 году мы помогаем руководителям получить электронную подпись в ФНС и работать с ней. Не только оформляем подпись, но и в течение 15 месяцев решаем сложности по ее использованию. Подробности.
  • Мы продолжаем выдавать подписи сотрудникам.

    До 31 декабря 2022 года сотрудник может получать в Контуре подпись организации (с данными сотрудника и компании), она будет действовать до 31 декабря 2022 года*. 

С 1 марта 2022 года Контур может выдать вам подпись физического лица. Она будет работать весь срок действия, в том числе и после 31 декабря 2022 года. Но помните, чтобы подписать документы организации такой подписью, понадобится электронная (машиночитаемая) доверенность.

* Если ваша электронная подпись Контура действует до 1 января 2023 года и позже, то мы выполним свои обязательства и обеспечим вас подписью, которая будет действовать весь оплаченный срок. Среди возможных решений — перевыпуск подписи бесплатный для вас. Это относится к подписям в тарифах УЦ Контура.


Машиночитаемая доверенность: основные понятия и что известно летом 2022 года

До конца 2022 года сотрудники должны научиться работать с электронными подписями по новым правилам. А именно: использовать электронную подпись физлица и машиночитаемую (электронную) доверенность для подписания документов.

Вводится переходный период для электронных доверенностей и изменений в сфере электронной подписи

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.