Часть изменений в сфере электронной подписи перенесли с 1 января на 1 сентября 2023 года. Новые сроки коснутся электронных подписей юрлиц и ИП, подписей сотрудников, а также машиночитаемых доверенностей.
Правительство уже заявляло о переносе обязательного применения машиночитаемых доверенностей (МЧД) с 1 января 2023 года на 1 сентября 2023 года. Теперь Госдума утвердила новую дату и приняла Федеральный закон от 19.12.2022 № 536.
В статье мы говорим о квалифицированной электронной подписи. А также упрощаем некоторые термины. Например, получают не «электронную подпись», а «сертификат электронной подписи».
Что именно перенесли на 1 сентября 2023
Новые правила использования электронной подписи будут введены на девять месяцев позже — 1 сентября 2023 года. Это означает продление сроков сразу для трех нововведений.
Подпись руководителя, полученная не в ФНС, может действовать после 1 января 2023 года
До 31 декабря 2021 года директора юрлиц и ИП (указаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) получали электронные подписи в Контуре или другом коммерческом аккредитованном УЦ. Ранее действие такой подписи могло принудительно закончится 1 января 2023 года.
Теперь руководители могут использовать такие подписи до конца срока их действия, но не дольше, чем до 1 сентября 2023 года. После чего директору или ИП понадобится получить новую подпись от УЦ ФНС (или Казначейства, или Центробанка — зависит от вида деятельности).
Например, 19 декабря 2021 года директор получил электронную подпись в Контуре. Ее срок действия — 15 месяцев, и, согласно последним поправкам, подпись не «сгорает» 1 января 2023 года. Значит директор может использовать подпись весь оплаченный срок, до 19 марта 2023 года. После чего ему нужно будет перейти на электронную подпись ФНС.
Сотрудники обязаны применять МЧД и подпись физлица с 1 сентября 2023 года
Закон переносит дату изменений для сотрудников и уполномоченных лиц организаций (всех, кто представляет компанию, но не является руководителем из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
Сейчас эти лица подписывают документы любым из двух способов:
- по старым правилам — подписью юрлица, выданной на сотрудника (содержит данные организации и работника);
- по новым правилам — подписью физлица (не содержит данных об организации), дополняя её машиночитаемой доверенностью (МЧД).
Оба способа можно использовать до 1 сентября 2023 года. После чего останется только один, новый способ — электронная подпись физлица и МЧД. Получить такую подпись сотрудники смогут также в коммерческих УЦ, например, в Контуре.
При оформлении подписи юрлица в Контуре, сотрудник также получит бесплатную подпись физлица. Это позволит подписывать документы и с МЧД, и без нее. Подробности
Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре
Отметим, что сейчас сотрудники работают по новым правилам только в некоторых ситуациях: например, налоговая отчетность, ЭДО с контрагентами. Это связано с тем, что не все порталы поддерживают работу с МЧД. Перенос срока на 1 сентября даст им возможность подготовиться.
Например, бухгалтер используют электронную подпись, когда сдает отчетность и участвует в тендерах. ФНС поддерживает работу с МЧД, поэтому для сдачи отчетности бухгалтер использует подпись физлица и МЧД, бумажную доверенность в инспекцию не несет. Торговая площадка обрабатывать МЧД еще не умеет, поэтому в закупках бухгалтер подписывает документы, как раньше — использует свою подпись юрлица.
Электронная подпись юрлица на сотрудника продолжит действовать до 1 сентября 2023 года
Продлили срок, в течение которого можно применять подписи юрлиц, выданные сотрудникам и уполномоченным лицам. Эти электронные подписи используются без МЧД.
До 1 сентября 2023 года подпись юрлица на сотрудника будет действительна. Также до 1 сентября такую подпись можно получить в коммерческом УЦ.
С 1 сентября 2023 года необходимо работать по-новому:
- Получить в Контуре или другом коммерческом УЦ подпись физлица.
- Оформить у руководителя машиночитаемую доверенность.
- Использовать подпись физлица и эту доверенность при сдаче отчетности, подписании актов, договоров с контрагентами и других документов.
Советы для руководителей и ИП
1. Уже получили электронную подпись ФНС (или Центробанка, или Казначейства)
Значит вы готовы к работе по обновленному законодательству, используйте эту подпись и обновляйте ее. Теперь нужно помочь сотрудникам:
- обеспечить их подписями юрлиц. Подойдет, если сотрудники работают на порталах, которые еще не принимают МЧД (ЕГАИС, Росреестр, ФТС, Федресурс, ФГИС Зерно, ГИИС ДМДК, ЕИС и электронные торговые площадки и тд);
- либо обеспечить их подписями физлиц и выдать МЧД. Подойдет для порталов, которые принимают МЧД (ФНС, ФСС, системы ЭДО с контрагентами).
Закрыть оба варианта можно, если оформить сотруднику подпись юрлица в Контуре. В дополнение к ней мы бесплатно выдадим подпись физлица — чтобы сотрудник при любых изменениях мог воспользоваться актуальной электронной подписью. Подробности
2. Еще не получили подпись ФНС (или Центробанка, или Казначейства)
За 1-2 недели до того, как закончится срок действия вашей текущей подписи, оформите электронную подпись по новому законодательству. Обратитесь в ФНС или к ее доверенным лицам (подходит коммерческим ИП и организациям), либо в Казначейство (бюджетные учреждения), либо в Центробанк (финансовые компании и ИП).
После этого действуйте по советам из пункта 1 выше.
Получите подпись ФНС и используйте ее с комфортом. Выдача подписи, настройка и помощь от экспертов Контура.
Советы для сотрудников и уполномоченных лиц
Сейчас госпорталы, системы ЭДО и отчетности только учатся работать с МЧД. Одни уже поддержали новую технологию, но оставили возможность работать без доверенностей. Другие пока не ввели МЧД и принимают от сотрудников те же подписи, что и раньше.
МЧД уже работает
Системы ниже принимают подпись физлица вместе с МЧД. А также продолжают принимать подпись юрлица на сотрудника без МЧД.
- Отчетность в ФНС и ФСС. На порталах ведомств или в системах отчетности, например, Контур.Экстерне.
- ЭДО с контрагентами через Контур.Диадок или другого оператора ЭДО.
МЧД пока не работает
В остальных системах работа с МЧД либо тестируется, либо пока никак не запущена. Для них подойдет только подпись юрлица на сотрудника, прикладывать МЧД нет необходимости.
Мы понимаем, что сотрудникам непросто решить, какую подпись оформлять — физлица или юрлица. Поэтому при покупке подписи юрлица предоставляем бесплатную подпись на физлицо. Подробности
Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре
Завтра ожидается третье
Истекает срок действия Сертификата УКЭП 14.01.2023 г.
Обновление сертификата уже по новым правилам? Или принимаем во внимание, что ФЗ о внесении изменений в 63-ФЗ будет принят, и направляем в Контур заявление по старой схеме?
Если руководителя — ему необходимо обновляться на сертификат ФНС. Для этого обращаться в налоговую инспекцию, к доверенному лицу или сделать это с помощью Контура.
Уточните ответ на вопрос Ольги. Если в ЭЦП в во вкладке "состав"-> "субъект" указан директор, то мы не можем создать запрос на обновление сертификата по старой схеме?
Уточните, пожалуйста,а с 1 января Контур будет выдавать на полный срок сертификаты или будет указан срок действия в сертификате все таки до 31.08? (сертификаты на сотрудников ЮЛ)
Иногда доверенности не нужно. Руководитель просто добавляет сотрудника в личный кабинет организации и назначает ему необходимые права (обычно, просто проставляет галочки вроде «может подписывать такой-то тип документов»)
КЭП для ФЛ будет ли действовать после сентября 2023?