Вводится переходный период для электронных доверенностей и изменений в сфере электронной подписи

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Заказать

В конце декабря 2021 года опубликован закон 443-ФЗ, который вводит переходный период для части изменений в 63-ФЗ «Об электронной подписи». С полным перечнем изменений в 63-ФЗ можете ознакомиться в нашей статье.

Новые сроки, которые вводит закон, опишем ниже.

Сроки изменений для руководителей сохраняются

С 1 января руководителям юрлиц и ИП необходимо обращаться за новым сертификатом электронной подписи в удостоверяющий центр ФНС или к доверенным лицам ФНС. Первым лицам финансовых организаций — в Центробанк, должностным лицам бюджетных организаций, в том числе руководителям — в Федеральное Казначейство.

Если на руках у руководителя есть действующий сертификат электронной подписи, то он может продолжать им пользоваться до 31 декабря 2022 года, если срок сертификата не закончится раньше. Ограничение в 31 декабря 2022 года устанавливает принятый законопроект. Главное условие, чтобы этот сертификат ЭП руководитель получил в удостоверяющем центре (УЦ), который имеет новую аккредитацию (список таких УЦ).

Сотрудники до 2023 года могут работать с прежними сертификатами и переходить на электронную доверенность

Законопроект переносит сроки изменений для сотрудников организаций и уполномоченных лиц. А также обязательное применение ими электронной доверенности. Планировалось, что с 1 января 2022 года сотрудники будут получать новые серификаты только на физическое лицо и при их использовании прикладывать электронную доверенность.

Новые сроки вводят несколько этапов перехода на эти изменения:  

  • До 31 декабря 2022 года сотрудники могут продолжать получать сертификаты юрлица (в нем указаны и данные организации, и данные сотрудника). Обращаться за такими сертификатами — в аккредитованные по новым правилам УЦ. Действовать такие сертификаты будут до 31 декабря 2022 года. 
  • С 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года сотрудники могут по желанию перейти на новую схему работы: получить сертификат физлица в аккредитованном УЦ и при его применении использовать электронную доверенность. Сделать это можно будет в системах, которые начнут принимать электронную доверенность.

    Если информационная система поддержит работу с электронной доверенностью раньше, то сотрудники по своему усмотрению могут перейти на новую схему работу раньше 1 марта 2022 года. Например, ФНС уже работает с доверенностью, а ФСС разрабатывает необходимую документацию.
  • С 1 января 2023 года новая схема работы с ЭП для сотрудников станет обязательной. То есть к этой дате им необходимо получить сертификат физлица и при его применении прикладывать электронную доверенность.

    Отметим, если сотрудник получил сертификат физического лица, чтобы перейти на новый порядок работы, то для работы с таким сертификатом ему обязательно понадобится электронная доверенность. Даже если 1 января 2023 года еще не наступило.

    В некоторых инфосистемах электронная доверенность может стать обязательной раньше 1 января 2023 года. Это возможно, если системы сами установят такой порядок.

Поэтому в течение 2022 года сотрудникам важно перейти на новую схему работы и получить сертификат физического лица в аккредитованном УЦ.

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Заказать

Что с сертификатами Контура

Руководители и ИП — могут обращаться за сертификатами в Контур до 30 декабря 2021 года включительно. Такие сертификаты будут работать максимум до 31 декабря 2022 года*, если их срок действия, конечно, не закончится раньше. 

С 1 января 2022 года руководителям необходимо получать сертификат удостоверяющего центра ФНС. Обращаться за ним можно в налоговую инспекцию или к доверенным лицам ФНС. В ближайшее время Контур также предложит вам варианты, как комфортно получить сертификат ФНС — о них сообщим в наших новостях и добавим ссылку в этот раздел.

Сотрудники — могут продолжать обращаться за сертификатами в Контур. До 31 декабря 2022 года мы можем выдать вам сертификат юрлица (с вашими данными и данными организации), он будет работать до 31 декабря 2022 года*. С 1 марта 2022 года — можем по вашему желанию выдать сертификат физлица. Он будет работать и после 31 декабря 2022 года. 

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Заказать

* Если у вас будет сертификат Контура (выдан УЦ, входящим в группу компаний СКБ Контур) и срок его действия включает 2023 год, то мы в любых обстоятельствах обеспечим вас сертификатом, который будет работать в течение всего оплаченного вами срока. Один из возможных вариантов — перевыпуск сертификата за наш счет. Это касается сертификатов из тарифов УЦ Контура.

Мы готовы исполнить все обязательства, которые взяли перед вами при продаже тарифа. Ведь уже 18 лет мы заботимся о том, чтобы наши клиенты с удобством получать электронную подпись, использовать ее без перебоев и просто были в ней уверены.

Контур планирует поддерживать работу с электронной (машиночитаемой) доверенностью в своих сервисах. Также мы создаем сервис для формирования и использования МЧД для других информационных систем, где руководитель и сотрудники смогут управлять электронными доверенностями организации. Если вы хотели бы работать в таком сервисе, — напишите об этом на trust@kontur.ru. Мы можем учесть ваши пожелания в разработке.


С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций и ИП смогут получить сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС.

С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.

Вы можете использовать нашу действующую подпись после 1 января 2022 года без замены на подпись ФНС. Такой порядок разъяснило Минцифры РФ.

Отвечаем на популярные вопросы пользователей электронных подписей. До какого времени действителен ГОСТ 2001? Могут ли информационные системы отказаться принимать сертификаты на старом ГОСТе? Нужно ли менять токен и средства криптографической защиты информации?