Вводится переходный период для электронных доверенностей и изменений в сфере электронной подписи

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

ca

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

В конце декабря 2021 года опубликован закон 443-ФЗ, который вводит переходный период для части изменений в 63-ФЗ «Об электронной подписи». С полным перечнем изменений в 63-ФЗ можете ознакомиться в нашей статье.

Новые сроки, которые вводит закон, опишем ниже.

Сроки изменений для руководителей сохраняются

С 1 января руководителям юрлиц и ИП необходимо обращаться за новым сертификатом электронной подписи в удостоверяющий центр ФНС или к доверенным лицам ФНС. Первым лицам финансовых организаций — в Центробанк, должностным лицам бюджетных организаций, в том числе руководителям — в Федеральное Казначейство.

Если на руках у руководителя есть действующий сертификат электронной подписи, то он может продолжать им пользоваться до 31 декабря 2022 года, если срок сертификата не закончится раньше. Ограничение в 31 декабря 2022 года устанавливает принятый законопроект. Главное условие, чтобы этот сертификат ЭП руководитель получил в удостоверяющем центре (УЦ), который имеет новую аккредитацию (список таких УЦ).

Сотрудники до 2023 года могут работать с прежними сертификатами и переходить на электронную доверенность

Законопроект переносит сроки изменений для сотрудников организаций и уполномоченных лиц. А также обязательное применение ими электронной доверенности. Планировалось, что с 1 января 2022 года сотрудники будут получать новые серификаты только на физическое лицо и при их использовании прикладывать электронную доверенность.

Новые сроки вводят несколько этапов перехода на эти изменения:  

  • До 31 декабря 2022 года сотрудники могут продолжать получать сертификаты юрлица (в нем указаны и данные организации, и данные сотрудника). Обращаться за такими сертификатами — в аккредитованные по новым правилам УЦ. Действовать такие сертификаты будут до 31 декабря 2022 года. 
  • С 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года сотрудники могут по желанию перейти на новую схему работы: получить сертификат физлица в аккредитованном УЦ и при его применении использовать электронную доверенность. Сделать это можно будет в системах, которые начнут принимать электронную доверенность.

    Если информационная система поддержит работу с электронной доверенностью раньше, то сотрудники по своему усмотрению могут перейти на новую схему работу раньше 1 марта 2022 года. Например, ФНС уже работает с доверенностью, а ФСС разрабатывает необходимую документацию.
  • С 1 января 2023 года новая схема работы с ЭП для сотрудников станет обязательной. То есть к этой дате им необходимо получить сертификат физлица и при его применении прикладывать электронную доверенность.

    Отметим, если сотрудник получил сертификат физического лица, чтобы перейти на новый порядок работы, то для работы с таким сертификатом ему обязательно понадобится электронная доверенность. Даже если 1 января 2023 года еще не наступило.

    В некоторых инфосистемах электронная доверенность может стать обязательной раньше 1 января 2023 года. Это возможно, если системы сами установят такой порядок.

Поэтому в течение 2022 года сотрудникам важно перейти на новую схему работы и получить сертификат физического лица в аккредитованном УЦ.

ca

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

Что с сертификатами Контура

Руководители и ИП — могут обращаться за сертификатами в Контур до 30 декабря 2021 года включительно. Такие сертификаты будут работать максимум до 31 декабря 2022 года*, если их срок действия, конечно, не закончится раньше. 

С 1 января 2022 года руководителям необходимо получать сертификат удостоверяющего центра ФНС. Обращаться за ним можно в налоговую инспекцию или к доверенным лицам ФНС.

Контур сейчас не выдает сертификаты ФНС. Но мы подскажем, как подготовиться к визиту в инспекцию, поможем установить полученный сертификат и работать с ним. В том числе, объясним, как работать на Госуслугах, ГИИС ДМДК, Честном ЗНАКе и других порталах. А также проконсультируем по вопросам участия в торгах и зарегистрируем сертификат на ЭТП. Подробнее про услугу.

Сотрудники — могут продолжать обращаться за сертификатами в Контур. До 31 декабря 2022 года мы можем выдать вам сертификат юрлица (с вашими данными и данными организации), он будет работать до 31 декабря 2022 года*. С 1 марта 2022 года — можем по вашему желанию выдать сертификат физлица. Он будет работать и после 31 декабря 2022 года. 

ca

Закажите электронную подпись для сотрудника в Контуре.

* Если у вас будет сертификат Контура (выдан УЦ, входящим в группу компаний СКБ Контур) и срок его действия включает 2023 год, то мы в любых обстоятельствах обеспечим вас сертификатом, который будет работать в течение всего оплаченного вами срока. Один из возможных вариантов — перевыпуск сертификата за наш счет. Это касается сертификатов из тарифов УЦ Контура.

Мы готовы исполнить все обязательства, которые взяли перед вами при продаже тарифа. Ведь уже 18 лет мы заботимся о том, чтобы наши клиенты с удобством могли получать электронную подпись, использовать ее без перебоев и просто были в ней уверены.

Контур планирует поддерживать работу с электронной (машиночитаемой) доверенностью в своих сервисах. Также мы создаем сервис для формирования и использования МЧД для других информационных систем, где руководитель и сотрудники смогут управлять электронными доверенностями организации. Если вы хотели бы работать в таком сервисе, — напишите об этом на trust@kontur.ru. Мы можем учесть ваши пожелания в разработке.


Машиночитаемая доверенность: основные понятия и что известно летом 2022 года

До конца 2022 года сотрудники должны научиться работать с электронными подписями по новым правилам. А именно: использовать электронную подпись физлица и машиночитаемую (электронную) доверенность для подписания документов.

Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году. Изменения в 63‑ФЗ

С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.