С 20 сентября пользователи Контура, получающие сертификат электронной подписи на сотрудника юрлица, могут выпустить бесплатный сертификат физлица. Это поможет компаниям заранее подготовиться к изменениям 2023 года — когда сотрудникам понадобится электронная подпись физлица и машиночитаемая доверенность.
Мы выдаем сотрудникам дополнительный сертификат физлица — подходит для МЧД и будет обязателен с 1 сентября 2023 года. Чтобы получить его, оформите сертификат юрлица на сотрудника.
Зачем работнику получать сертификат физлица
В 2023 году меняется порядок подписания документов организации. Сотрудники должны будут использовать сертификат электронной подписи физлица, а также машиночитаемую доверенность (МЧД). Изменения вводят с 1 сентября 2023 года.
К «сотрудникам» мы относим всех, кто подписывает документ организации и не является ее руководителем из ЕГРЮЛ. В том числе, обслуживающих бухгалтеров, работников на аутсорсе и других уполномоченных лиц.
После перехода на МЧД подписывать рабочие документы другим способом сотрудники не смогут. Не подойдет ни сертификат юрлица, оформленный на сотрудника. Ни дубликат ключа электронной подписи руководителя, если эта рисковая практика была в организации (сейчас директоры получают некопируемые ключи в ФНС).
Чем сотрудник подписывает документы | |
---|---|
До 1 сентября 2023 года |
|
С 1 сентября 2023 года | Электронная подпись физлица, оформленная на сотрудника. В ней нет данных компании. К подписанным документам обязательно прикладывается машиночитаемая доверенность. Она подтверждает полномочия сотрудника. |
Контур предлагает компаниям заранее подготовиться к изменениям. Пользователи, которые получат сертификат ЭП сотрудника с 20 сентября 2022 года, смогут бесплатно выпустить сертификат физлица.
Это поможет сотрудникам и другим уполномоченным лицам без перебоев работать в 2023 году:
— в сервисах и системах, которые уже поддержали изменения, использовать сертификат физлица вместе с МЧД,
— в остальных системах — продолжать работу с сертификатом юрлица на сотрудника.
Оформите сертификат электронной подписи для сотрудника
Как получить бесплатный сертификат физлица
1. Закажите сертификат юрлица на сотрудника. Сделать это можно по тарифам УЦ Контура (для торгов и для отчетности) или внутри другого продукта Контура (например, Экстерн и Диадок). Некоторые сертификаты не дают бесплатного сертификата физлица — например, сертификаты для Росреестра и ЕГАИС Алкоголь. Список исключений можно уточнить у менеджера.
Если сертификат уже заказан и оплачен, переходите сразу на второй шаг.
2. Выпустите сертификат юрлица на сотрудника после 20 сентября 2022 года.
3. После этого в личном кабинете появится возможность выпустить бесплатный сертификат физлица. Нажмите «Выпустить сертификат» и следуйте инструкциям.
4. Выпуск сертификата физлица займет около 15 минут и пройдет полностью удаленно.
5. После выпуска бесплатного сертификата у вас будут два действующих сертификата: сотрудника и физлица.
Заполнять данные не понадобится — мы автоматически подставим их из сертификата на сотрудника. Также не придется приезжать в наш сервисный центр для удостоверения личности. Подтвердить личность вы сможете действующим сертификатом КЭП, в том числе подойдет только что полученный сертификат на сотрудника (из пункта 1).
Удаленный выпуск невозможен при двух причинах: изменились данные для сертификата физлица (например, поменялась фамилия сотрудника) или у будущего владельца нет действующего сертификата КЭП. Тогда понадобится приехать в сервисный центр.
Когда получите сертификат физлица, мы предложим выпустить машиночитаемую доверенность. Предупреждаем, что руководитель должен будет подключиться к процессу выпуска и подписать доверенность.
Без доверенности не получится использовать сертификат физлица для рабочих документов. Подписывать документы можно будет только сертификатом на сотрудника.
Особенности бесплатного сертификата физлица от Контура
В сертификате физлица будут те же данные сотрудника, что и в сертификате юрлица. Мы автоматически перенесем ФИО, ИНН, СНИЛС и другие сведения. Одно отличие — в сертификате физлица не будет никакой информации об организации.
Сертификат физлица действует до той же даты, что и сертификат юрлица, выпущенный на сотрудника. Если сертификат физлица не выпустить за этот срок, то позже сделать это бесплатно не получится.
Например, сертификат на сотрудника заканчивается 10 декабря 2023 года. В этот же день закончится бесплатный сертификат физлица, даже если его выпустили позже сертификата сотрудника. Если сертификат физлица не выпустить до 10 декабря 2023 года, то он «сгорит».
Оформите сертификат электронной подписи для сотрудника
2. Потребуется ли повторная отправка МЧД в ФНС под ЭЦП ФЛ, если ранее они были отправлены в ФНС под УКЭП ЮЛ?
Может ли при этом быть одновременно 2 МЧД : как Иванова (сотрудник ЮЛ) и как Иванова (физлицо) ?
1. Для работы с электронной подписью физлица необходимо то же ПО, что и для подписи юрлица.
2. По общему правилу МЧД необходимы только для электронных подписей физлица, а не к подписи юрлица. Если система установила другие правила, как в вашем случае, то лучше уточнить у оператора системы — в ФНС.
А по поводу продления переходного периода — сейчас проект в Госдуме, ждем, что рассмотрят в ноябре-декабре.
Потому что в тарифный план отчет.ру входит всего один сертификат.
У меня так отключили действующий рабочий сертификат руководителя, когда выпускали сертификат на сотрудника!
Например: ЭЦП на сотрудника ЮЛ действует до 08.03.2024г. Могу ли я до марта 2024г. пользоваться ТОЛЬКО этой ЭЦП, не выпуская ЭП на ФЛ? Или, когда закон вступит в силу, ЭЦП на сотрудника ЮЛ будет недействительна, несмотря на то, что срок действия еще не подойдет к концу?
1. Сертификат подойдет простому физлицу.
2. Сертификат + машиночитаемая доверенность — сотруднику организации.
При этом некоторые системы еще начали принимать сертификаты по второму сценарию. По закону, должны начать с 1 сентября 2023 года.
Обратите внимание, что бесплатный будет действовать ровно до той же даты, до которой действует ваш сертификат сотрудника. Например, у вас есть сертификат сотрудника до 11 декабря 2023. Именно к нему мы предлагаем бесплатный сертификат физлица. Если вы решитесь в апреле 2023 года выпустить бесплатный сертификат физлица, то действовать он будет только до 11 декабря 2023 года.
- это отдельный документ,
- у физлица может быть несколько МЧД для разных целей или от разных юрлиц.
Статья про МЧД в целом
Инструкции как создать МЧД в сервисе Контур.Доверенность
"Когда получите сертификат физлица, мы предложим выпустить машиночитаемую доверенность. Предупреждаем, что руководитель должен будет подключиться к процессу выпуска и подписать доверенность." - что значит руководитель должен будет подключиться? Как именно он должен подключиться?
1. Регистрирует компанию в сервисе по выпуску МЧД,
2. Заполняет данные доверенности или назначает сотрудника, который занимается заполнением
3. Подписывает заполненную форму своим сертификатом КЭП руководителя
После этого сотрудник, на которого выпускали МЧД, получает доверенность — она отображается в личном кабинете. И может использовать сертификат физлица + МЧД при подписании документов компании.
Этот порядок работает в сервисе Контур.Доверенность, именно в него мы приглашаем после выпуска сертификата физлица. Но аналогичный сценарий будет действовать и в других сервисах МЧД
Если вы имеете в виду универсальную квалифицированную электронную подпись (КЭП), то ее оформляют аккредитованные удостоверяющие центры и это платная услуга.
Можно получить бесплатно неквалифицированную электронную подпись (НЭП) для физлица — такую услугу предоставляет ФНС для граждан, которые работают в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц». Но подписать документы такой НЭП можно будет только в этом личном кабинете.
1) В Контур Доверенность в списке можно выбрать часть полномочий из списка ФНС.В случае ручного внесения в поле "Полномочия из списка", как корректно их вносить- списком, через запятую, новыми строками, с заглавной и тп?
2) В случае подписания файлов с открепленной\прикрепленной ЭЦП, в случае использования сотрудником ЭЦП ФЛ+МЧД допустимо?
Готовый вариант предоставляется получателю в виде файл+подписанный файл+МЧД (xml), например с открепленной ЭЦП.
3) В случае подписания визуализированной подписью (pdf), подписывает ЭЦП ФЛ+ прикладывается МЧД?
4) На каких сервисах можно проверить подписанный документ с МЧД (отрепл.\прикреп.\визуал. подпись)
5) Какие отличия в подготовке\проверке МЧД в сервисах ФНС и КонтурДоверенность?
6) Если ЭЦП не пролонгируется, а выпускается для нового сотрудника ФЛ, прописываются ли там перечень OID (вроде Росфинмониторинг и тп сервисов), часто слышу о том,что сервисы по новому ФЗ не должны требовать прописывать OID.
Спасибо!
7) Есть несколько сервисов
https://m4d.nalog.gov.ru/create-xml-b2b-002/
https://service.nalog.ru/dovel/index.html#/edit/docInfo
https://m4d.kontur.ru
В чем отличие в выпуске МЧД на этих сервисах?
8) Подходит ли МЧД КонтурДоверенность для всех задач (с учетом возможности указать Полномочия в свободной форме
Попробуем кратко ответить на ваши вопросы, за подробным разбором вам лучше обратиться в нашу техподдержку или к менеджеру Контура.
1. Если вводите полномочия вручную, а не выбираете из списка, то описывать их можно любым способом. Главное, что это не редактирование файла xml — там нужно будет прописывать по определенной структуре xml
2. Да, возможно
3. Третий ваш вопрос не поняла, можете перефразировать?
4. Сервис для проверки МЧД обычно указывается в самой МЧД
5. Основные отличия сервисов в интерфейсе, в Контур.Доверенностях есть возможность не просто создать МЧД, а делегировать это сотрудникам, создать шаблоны и в целом выстроить процесс работы с МЧД в организации. при этом МЧД в обоих сервисах создаются и проверяются по всем требованиям законодательства
6. Большинство информ.систем действительно уже отказались от OIDов, поэтому даже не во всех сертификатах сотрудниках эти расширения остались. при перевыпуске сертификата на физлицо часто уже нет необходимости включать OID — так как площадка сняла это ограничение.
7. МЧД по второй ссылке — для отчетности в ФНС, по первой и третьей — для B2B документооборота.
8. МЧД, созданная в Контур.Доверенности, подходит для подписания документов при B2B отношениях. Для отчетности понадобится использовать МЧД Контур.Экстерн.