Вы можете использовать нашу действующую подпись после 1 января 2022 года без замены на подпись ФНС. Такой порядок разъяснило Минцифры РФ.
Если срок действия подписи Контура для руководителя закончился, оформите подпись ФНС. От нас — техподдержка и автонастройка.
В тексте мы говорим «получить электронную подпись», хотя по факту в удостоверяющем центре (УЦ) получают «сертификат электронной подписи». Мы упростили термины сознательно.
Электронные подписи удостоверяющих центров СКБ Контур и Сертум-Про будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году. Заменять их на электронную подпись ФНС к 1 января 2022 года не обязательно. Получить подпись ФНС можно позже — когда срок действия электронной подписи Контура закончится.
Например, гендиректор 1 марта 2021 года получил подпись в УЦ СКБ Контур на 12 месяцев. Такую ЭП можно использовать до 1 марта 2022 года. А к моменту ее окончания обратиться в ФНС или к доверенному лицу за новой подписью.
Этот порядок разъяснило Минцифры РФ в письме от 10.08.2021 № ОП-П15_085-33604 (скачать документ в pdf). Подробности и содержание письма расскажем ниже.
Что было до разъяснений Минцифры
С 1 января 2022 года для организаций и ИП действует новый порядок с электронными подписями (поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи» — ст.17.2 и ст.17.3 476-ФЗ):
- Руководители юрлиц, ИП и нотариусы должны использовать электронную подпись, полученную в ФНС или у ее доверенных лиц. Должностные лица бюджетных учреждений — подпись Федерального Казначейства. Руководители банков и финансовых организаций — подпись Центробанка.
- Сотрудникам и уполномоченным лицам нужно использовать личную подпись, выданную на физлицо, и прикладывать к ней электронную (машиночитаемую) доверенность. Получить такую подпись можно в аккредитованном УЦ.
С электронной подписью сотрудника можно делать почти все, что и с сертификатом руководителя: например, участвовать в торгах.
Поправки не уточняли, что будет с электронными подписями, которые уже есть у организаций и ИП. Казалось, что к 1 января всем — и руководителям, и сотрудникам — нужно будет заменить свои текущие подписи. Даже если срок действия подписи заканчивался в 2022 году.
С какой подписью работать после 1 января 2022 года
В своем письме Минцифры пояснило, что менять электронные подписи к 1 января не обязательно. После 1 января можно работать по любому из двух сценариев:
- Использовать электронную подпись, которая уже есть у вас. При этом подпись должна быть действующей, а выдавший ее УЦ — аккредитован по новым правилам 63-ФЗ (список аккредитованных УЦ).
- Или получить новую электронную подпись согласно изменениям 63-ФЗ:
- если вы руководитель или предприниматель — в ФНС, Казначействе или Центробанке (зависит от типа вашей организации),
- если сотрудник или уполномоченное лицо — в аккредитованном Удостоверяющем центре.
Можно иметь на руках сразу две подписи, например, вашу прежнюю ЭП Контура и новую ЭП ФНС. Тогда обе подписи подписи будут работать до конца срока своего действия.
Подробнее о нововведениях в сфере электронной подписи читайте в статье руководителя УЦ Контура Сергея Казакова.
Сертификат руководителя можно получить через доверенного лица ФНС. От Контура — техподдержка, автонастройка и скидки на подписи для сотрудников.
Нюансы в аккредитации УЦ
УЦ не получил аккредитацию по новым правилам — все его подписи перестанут работать 1 января 2022 года. К 1 января такую подпись нужно заменить в любом аккредитованном УЦ, а если вы руководитель юрлица или ИП, то также можете обратиться и в ФНС.
УЦ получил новую аккредитацию после 1 июля 2021 года — все подписи, выданные в период с 1 июля до получения аккредитации, признаются недействительными. Остальные подписи работают по-прежнему.
Например, УЦ получил аккредитацию по новым требованиям только 19 июля. Но 3 июля выдал электронную подпись бухгалтеру. Тогда подпись бухгалтера будет недействительна. Исключение — подпись руководителя, если УЦ в этот промежуток времени был доверенным лицом в пилотном проекте ФНС.
Как работать с электронной подписью Контура
Электронные подписи УЦ СКБ Контур или УЦ Сертум-Про продолжают работать в 2022 году, если позволяет их срок действия. Поскольку эти УЦ прошли переаккредитацию 21 июня 2021 года.
Электронные подписи других УЦ, входящих в группу компаний СКБ Контур, мы заранее обновим на подписи, которые будут работать в 2022 году. Условие для бесплатной замены — срок действия заменяемой подписи должен был закончится после 1 января 2022 года.
Проверить, какой УЦ выдал вашу электронную подпись и срок ее действия, вы можете по инструкции.
Когда срок действия электронной подписи подойдет к концу, вы сможете оформить подпись по новым требованиям закона:
- для сотрудника и уполномоченного лица, поскольку УЦ Контура аккредитован по новым правилам;
- для руководителя коммерческой организации, ИП и нотариуса — мы стали партнером доверенного лица ФНС (УЦ «Основание»).
Получите электронную подпись и все, что пригодится для ее использования: автоматическую установку, техподдержку и другую помощь руководителю и сотруднику.
Забегу вперед :) Если мы трактовали ваш вопрос верно, то с вашими ЭП всё должно быть в порядке и они продолжают работать после 1 января. Со специалистами отдела по работе с клиентами мы пообщаемся и выясним, почему такая ситуация вышла.
Сейчас вы точно можете обратиться в Контур за помощью в получении электронной подписи ФНС: мы подскажем, какие документы собрать, подготовим к визиту в инспекцию, поможем настроить компьютер для работы с подписью.
Либо самостоятельно обратиться в ФНС, следуя нашей инструкции
- вы могли до 31 декабря 2021 года обновить свою подпись в Контуре, но, насколько понимаю, сделать этого не получилось;
- можете сейчас обратиться в ФНС, чтобы получить электронную подпись там — для этого мы подготовили краткую инструкцию.
скажите, пожалуйста, если я перевыпущу эл. подпись с ИП на физическое лицо, смогу ли я сдать налоговую отчетность по подписи физлица? (ИП без работников) и будет ли она действительна в течении всего срока действия или все таки лучше выпустить в ФНС?
Заранее спасибо.
Поэтому вам необходимо обновить свой сертификат до 6 мая 2022 года.
Если вы руководитель коммерческой организации или ИП, то вам нужно получить сертификат ФНС (предложения Контура для сертификата ФНС). Если вы сотрудник или уполномоченное лицо, то можете получить сертификат в Контуре.
Получение сертификата КЭП в УЦ ФНС предполагает только личный визит руководителя организации в точки выдачи. Исключений в этом процессе нет.