Электронная подпись для ЕАИСТО и техосмотров

В 2021 году изменится порядок оформления диагностических карт — операторы техосмотра должны будут заполнять их в электронном виде через систему ЕАИСТО ГИБДД. Как подключиться к системе и какую электронную подпись использовать, разобрали в статье.

Что такое ЕАИСТО

ЕАИСТО — Единая автоматизированная система технического осмотра транспортных средств, разработанная ГИБДД. В ней операторы техосмотра должны оформлять электронные диагностические карты и фотографировать автомобиль до и после осмотра. По планам госавтоинспекции, ЕАИСТО поможет предотвращать оформление диагностических карт без реального осмотра машины, а также вести надзор за процедурами техосмотра. 

Систему запустили 1 марта 2021 года — тогда вступили в силу изменения в Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», вводящие новые правила техосмотра. Однако постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 года №275 срок для обязательного подключения к системе фактически перенесли на 1 октября 2021 года — продлив действие диагностических карт, заканчивающихся с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.

Для работы в ЕАИСТО по новым правилам операторам ТО понадобится регистрация, а также электронная подпись (иначе ЭЦП или КЭП) для руководителя организации и экспертов, оформляющих диагностические карты.

Получить электронную подпись для ЕАИСТО

Кто должен зарегистрироваться в ЕАИСТО

Все операторы техосмотра, которые оформляют диагностические карты, должны зарегистрироваться в ЕАИСТО — это касается и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

В системе есть две роли: 
— оператор техосмотра — сама организация (юрлицо или ИП). Оператор создает учетную запись организации, добавляет к ней профили экспертов, может отслеживать выдачу диагностических карт и формировать отчеты о работе станции техосмотра.

— технические эксперты — сотрудники, которые проводят техосмотр. Именно они будут оформлять электронные диагностические карты, загружать в ЕАИСТО фотографии осмотра, подписывать карту своей электронной подписью и отправлять ее в систему.

Для каждой роли нужная своя электронная подпись. Например, если руководитель юрлица или сам ИП является одновременно и оператором, и экспертом, то ему требуется две подписи — на каждую из ролей. Это связано с тем, что ЕАИСТО не позволяет использовать один сертификат для обеих ролей одновременно. 

Как зарегистрироваться в ЕАИСТО

Зарегистрироваться в ЕАИС смогут только операторы, у которых пройдена аккредитация и заполнены все данные в Реестре операторов технического осмотра. Если информация о вас есть в Реестре, то необходимо также до 1 октября 2022 года пройти процедуру подтверждения.

Сперва оператор ТО должен активировать свою учетную запись. Для этого нужно перейти на страницу входа в ЕАИС ТО: eaisto.gibdd.ru, перейти по ссылке «Добавление (обновление) ЭП ОТО» и следовать указаниям системы. Чтобы выполнить указания, к моменту активации у оператора должен быть доступ к официальной электронной почте, содержащейся Реестре операторов ТО, а также действующая электронная подпись на руководителя организации. Подробная инструкция по активации профиля, опубликована на сайте ГИБДД

Также пройти процедуру активации (она же «регистрация») должны будут обе роли: сначала оператор создает учетную запись организации, после чего подключает к учетной записи технических экспертов.

Получить электронную подпись для ЕАИСТО

Руководства по работе в системе для операторов и экспертов, а также требования к компьютеру размещены на сайте ГИБДД: руководство для роли «оператор», руководство для роли «эксперт»

Какая электронная подпись нужна для работы в ЕАИСТО

Для работы с ЕАИСТО нужен сертификат квалифицированной электронной подписи — такой сертификат обычно используется для сдачи налоговой отчетности, участия в госзакупках. Сертификаты будут отличаться для юрлиц и ИП.

Электронная подпись юрлица для ЕАИСТО

Чтобы организация-юрлицо могла работать в ЕАИСТО, сертификаты электронной подписи нужны:

— руководителю, если он хочет получить доступ в учетную запись организации, то есть выполнять в системе роль «оператора». Сертификат выпускается на юрлицо с указанием ОГРН (это требование ЕАИСТО) и данных руководителя.

— каждому сотруднику-эксперту, который будет оформлять диагностические карты. С сертификатом ЭП эксперт получит доступ к системе и учетной записи организации, сможет вносить сведения о проведенной диагностике. Сертификат выпускается с указанием ФИО эксперта.

Получить электронную подпись для ЕАИСТО

Электронная подпись ИП для ЕАИСТО

Оператору техосмотра, который является индивидуальным предпринимателем, понадобятся следующие сертификаты электронной подписи: 

  1. Для самого индивидуального предпринимателя. Чтобы он мог получить доступ к учетной записи организации и выполнять роль «оператора». Сертификат выпускается на ИП, с указанием ОГРНИП и данных предпринимателя.
  2. Для сотрудников ИП — технических экспертов, оформляющих диагностические карты. Они должны получить для себя сертификаты физлица: в них указаны данные сотрудника, но нет привязки к ИП. Если сам ИП является техэкспертом, то ему понадобится два сертификата на ИП: первый — для роли оператора, а второй — для роли эксперта. Поскольку ЕАИСТО не позволяет использовать один сертификат для обеих ролей. 

Заказать электронную подпись ИП для ЕАИСТО 


Чтобы взаимодействовать с налоговой службой дистанционно, физлицу нужна электронная подпись. Расскажем, какую подпись можно использовать в личном кабинете налогоплательщика и как ее получить.

В статье разберем, в каких случаях адвокату может понадобиться электронная подпись и какую именно подпись стоит выбрать для работы.

В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему для работы с Росреестром не подойдет стандартная электронная подпись.

Работать с таможней в электронном виде — просто. Где и как зарегистрироваться и какая электронная подпись нужна для взаимодействия с таможней, расскажем в статье.

Процесс внедрения онлайн-касс начался в 2017 году и еще не завершен. Часть предпринимателей уже работают в новых условиях, многие получили отсрочку до 1 июля 2019 года и еще не знакомы с порядком подключения. Расскажем об одном из первых этапов перехода — о получении электронной подписи (ЭП, ранее — ЭЦП).