Что такое электронная подпись (ЭЦП)?

Электронная подпись – это атрибут электронного документа, который позволяет установить авторство и неизменность после подписания. В зависимости от своего вида электронная подпись может быть полностью равнозначна рукописной и обеспечивает подписанным файлам юридическую силу.

Электронная подпись

Функции электронной подписи

Подписывать любые файлы электронной подписью могут и юридические, и физические лица. Электронная подпись:

  • идентифицирует автора,
  • позволяет определить, вносились ли изменения в документ после его подписания (доступно не всем видам подписи),
  • подтверждает юридическую силу подписанного документа (доступно не всем видам подписи).

В России используется три вида подписи.

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомая многим пара логин-пароль в Личных кабинетах, СМС-код, коды на скретч-картах. Такая подпись подтверждает авторство, но не гарантирует неизменность документа после подпиcания, следовательно, не гарантирует его юридическую значимость. Простая электронная подпись чаще всего применяется для получения Госуслуг, при банковских транзакциях, аутентификации на сайтах.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

За счет криптографических алгоритмов НЭП не только позволяет определить автора подписанного документа, но и доказать неизменность содержащейся в нем информации. Неквалифицированную подпись нужно получать в удостоверяющих центрах на специальном ключевом носителе — токене.

НЭП подойдет для электронного документооборота внутри компании и с внешними контрагентами. Только в этом случае сторонам потребуется заключить между собой соглашение о взаимном признании юридической силы электронных подписей.

Квалифицированная электронная подпись, или КЭП

Так же, как НЭП, квалифицированная подпись создается с помощью криптографических алгоритмов, но отличается в следующем:

Квалифицированная электронная подпись наделяет документы юридической силой и позволяет проверить, изменяли ли документ после подписания.

КЭП наделяет документ юридической силой

КЭП для торгов имеет самое широкое применение и используется:

  • для сдачи отчетности в контролирующие органы,
  • для участия в электронных торгах по 44-ФЗ компаний с госучастием в качестве поставщика,
  • для электронного документооборота, имеющего юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками,
  • для организации и участия в закупках по 223-ФЗ,
  • для работы с государственными информационными системами (например, на порталах Росреестра, ФСТ, ФТС, в системах СМЭВ, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, АС АКОТ, подачи сведений на портал ЕРФСБ, ЕФРСФДЮЛ, для взаимодействия с ФГИС Росаккредитация и др.)..

Некоторые торговые площадки требуют, чтобы квалифицированный сертификат содержал специальный идентификатор (OID). Так, чтобы работать на площадках uTender или Центр реализации, придется докупить отдельный OID для каждой площадки. Площадки могут отказываться от OIDов или вводить их — точную информацию о том, нужен ли площадки дополнительный идентификатор, нужно уточнять в техподдержке площадки или читать в ее регламенте.


Компании-поставщику не обязательно участвовать в закупках самостоятельно. Эту работу можно доверить стороннему специалисту. Рассказываем, что такое сопровождение торгов, какие услуги оказывают специалисты сопровождения, а также чем отличается помощь в закупках по 44-ФЗ от 223-ФЗ.

В статье расскажем, зачем кадастровому инженеру нужна электронная подпись, где и как ее получить и почему для работы с Росреестром не подойдет стандартная электронная подпись.

Предприниматели малого и среднего бизнеса ищут способы увеличить объемы реализации товаров и прибыль. Один из таких способов — участие в государственных и коммерческих торгах.

В 2021 году изменится порядок оформления диагностических карт — операторы техосмотра должны будут заполнять их в электронном виде через систему ЕАИСТО ГИБДД. Изменения должны были произойти 1 марта, но перенесены на 1 октября. Как подключиться к системе и какую электронную подпись использовать, разобрали в статье.

Нужно ли удалять сертификат электронной подписи (ЭП), если закончился срок его действия? Как удалить сертификат с компьютера и можно ли восстановить его в случае ошибки? На эти и другие вопросы ответим в статье.