Работать с таможней в электронном виде — просто. Где и как зарегистрироваться и какая электронная подпись нужна для взаимодействия с таможней, расскажем в статье.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Как работать с таможней в электронном виде
С Федеральной таможенной службой (ФТС) постоянно взаимодействуют участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это те, кто экспортирует или импортирует товар, занимается иностранными инвестициями или проектами с другими странами.
Работа с таможней происходит в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД (ЛК). В него входят 10 групп сервисов, которые позволяют:
- формировать декларации, уведомления, отчеты;
- отправлять документы в электронном виде;
- запрашивать и получать сведения;
- хранить электронные документы.
Что можно сделать через личный кабинет
Подать предварительное информирование (ПИ), чтобы товар быстрее прошел таможню
ПИ нужно подавать заранее, до того, как товар прибудет на границу. В электронной форме надо указать сведения о товаре и получить уникальный номер ПИ. Этот номер нужно предъявить на таможенном посту. Если данные в транспортных документах и ПИ совпадают, товар оформят за 15 минут.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Задекларировать товар
Декларирование проходит в несколько этапов:
- Декларант заполняет документы и отправляет их в ФТС.
- Таможня проверяет документы, запрашивает недостающие сведения и досматривает товар при необходимости.
- Если все в порядке, то декларант получит решение о выпуске товара.
Узнать информацию о состоянии на лицевом счете
В сервисе «Лицевой счет» участник ВЭД может проконтролировать свой счет в таможне, получить сведения об остатках, задолженности и справку о том, что он заплатил пошлины и налоги.
Сдать отчетность
Через личный кабинет отчетность могут сдать:
- владельцы магазина беспошлинной торговли;
- таможенные представители;
- уполномоченные экономические операторы;
- владельцы таможенного склада;
- импортеры табачной продукции.
Чтобы воспользоваться функцией, надо состоять в соответствующем реестре. В реестр включают по заявлению, которое можно подать через личный кабинет.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Запросить и получить информацию
С помощью личного кабинета можно получить необходимые сведения в рамках таможенной деятельности. Например:
- статус задекларированного товара;
- информацию о ходе декларирования и вывозе товаров;
- состояние неоплаченных штрафов;
- сведения по административным правонарушениям вашей организации.
Полный список сервисов и их описаний можно посмотреть на сайте ФТС.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Что нужно для работы в личном кабинете
Чтобы работать в личном кабинете ВЭД, нужно выполнить следующие действия:
- Зарегистрироваться одним из способов:
- с помощью сертификата электронной подписи (ЭП);
- придумать логин и пароль самостоятельно;
- с помощью учетной записи на сайте Госуслуг.
- Подтвердить организацию.
Чтобы полноценно работать с сервисами личного кабинета, юрлицам и ИП нужно подтвердить организацию с помощью ЭП или через Госуслуги.
Если вы регистрировались в ЛК с помощью электронной подписи или через Госуслуги, то организацию подтверждать не нужно, это произойдет автоматически.
Как подтвердить организацию с помощью ЭП
На странице входа в ЛК нажмите кнопку «Войти через ЭП». Откроется список ваших электронных подписей. Выберете нужную и подтвердите выбор.
Как подтвердить организацию через портал Госуслуги
Выберете кнопку «Войти через ЕСИА, Госуслуги» в окне входа в ЛК. Откроется страница для входа на портал. Введите данные и нажмите «Войти». Ваш аккаунт на Госуслугах должен быть прикреплен к организации. А в разделе контактных данных должен быть указан e-mail, чтобы корректно подтвердить компанию.
Особенность личного кабинета
В профиле личного кабинета при входе по ЭП или через Госуслуги единоразово фиксируется номер СНИЛС. Изменить его в последующем будет нельзя. СНИЛС передается из данных ЭП или из личного кабинета Госуслуг.
Из-за этого при работе с ЛК есть некоторые ограничения:
- В ЛК может работать только один сотрудник организации.
- Заменить ЭП, привязанную в ЛК, на новую можно только, если новая ЭП выдана на того же пользователя.
- В одном ЛК на одного пользователя может быть добавлено несколько организаций. На каждую организацию привязывают отдельную ЭП с одинаковым номером СНИЛС.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Для чего нужна электронная подпись для таможни юридическим лицам и ИП
Пользователям личного кабинета понадобится электронная подпись для того, чтобы подтвердить организацию, заверять документы и отправлять их в таможенные органы.
В интерфейсе ЛК напротив названия каждого сервиса есть значок «ЭП» — по нему можно определить, нужна электронная подпись для работы в сервисе или нет. Если значок «ЭП» перечеркнут, значит, подпись не нужна.
Для большинства сервисов электронная подпись необходима — с помощью нее участники ВЭД ведут электронный документооборот с таможней.
Без подписи можно пользоваться сервисами для запроса из таможни информации, которая не является юридически значимой. Например, ЭП не нужна, чтобы узнать остатки по лицевому счету, сведения по неоплаченным штрафам, справочную информацию по товарам двойного применения, сведения о назначенных экспертизах товара.
В некоторых сервисах можно работать как с ЭП, так и без нее:
- Предварительное информирование в морских портах: при работе в разделе «Предварительные уведомления».
- Пассажирская таможенная декларация: при отправке декларации по кнопке «Отправить, не подписывая».
Раньше без электронной подписи можно было также сдать в таможню статформу — отправить в бумажном виде. Но с 24 июля 2020 года статистическое декларирование происходит только в электронном виде с использованием КЭП (ПП РФ от 19.06.2020 № 891).
Преимущества использования электронной подписи для таможни
С помощью электронной подписи участники ВЭД смогут полноценно вести деятельность и взаимодействовать с таможней:
- подавать декларации;
- сдавать отчетность;
- пользоваться электронным архивом;
- узнавать статус задекларированного товара;
- проверять задолженности и движения средств на лицевом счете.
Пользователь не сможет отправить в таможенный орган документы, если не заверит их электронной подписью.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Особенности электронной подписи для таможни
Для ФТС нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП также называют «усиленная КЭП», «сертификат», «ЭЦП» или «ключ электронной подписи».
До 2022 года для полноценной работы на портале ФТС нужна была КЭП со специальными расширениями (идентификаторами). И с неэкспортируемым закрытым ключом. Поэтому организациям нужна была отдельная КЭП именно для таможни. Но теперь эти требования отменены — подойдет КЭП без дополнительных расширений.
Получить КЭП для таможни можно только в доверенных удостоверяющих центрах ФТС. Такие центры заключили соглашение с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ). Доверенные УЦ имеют право выдавать КЭП для работы с таможней — со всеми нужными расширениями и неэкспортируемыми ключами.
Список доверенных УЦ можно найти на официальном сайте ФТС. Удостоверяющий центр Контура в этот список входит.
Для работы с таможней мы предлагаем электронные подписи по нескольким тарифам. Для руководителей — по тарифам Навигатор.Порталы, для сотрудников и уполномоченных лиц — по тарифу «Квалифицированный ФТС».
Оформление электронной подписи для таможни
Чтобы получить сертификат электронной подписи для таможни нужны стандартные документы.
Для юридического лица:
- Паспорт будущего владельца сертификата КЭП.
- Заявление на выдачу сертификата, подписанное владельцем.
- Номера СНИЛС и ИНН.
- Номер ОГРН
- Электронная выписка ЕГРЮЛ управляющей компании, если единоличный исполнительный орган организации — внешняя управляющая компания.
Если оформлять и получать сертификат будет не руководитель, а сотрудник, то ему нужно будет принести доверенность от руководителя на получение сертификата.
Для индивидуального предпринимателя:
- Паспорт владельца сертификата КЭП.
- Заявление на выдачу сертификата, подписанное будущим владельцем.
- Номер СНИЛС, ИНН и ОГРНИП.
Чтобы получить сертификат электронной подписи для таможни в Удостоверяющем центре Контура, нужно:
- Оформить заявку. Это можно сделать тремя способами:
- Оплатить счет после того, как заявку подтвердят.
- Предоставить комплект документов — в сервисный центр или через личный кабинет УЦ.
- Подтвердить личность, для этого нужно лично приехать в сервисный центр или вызвать к себе нашего представителя. С собой нужно иметь паспорт и оригинал заявления на выпуск сертификата. Если подпись оформляет руководитель, то на этом шаге он должен приехать в налоговую или в офис Контура, где есть подразделение доверенного лица ФНС.
Чтобы начать работать в личном кабинете участника ВЭД с электронной подписью, нужно настроить компьютер, зарегистрироваться на портале и прикрепить сертификат ЭП. Наши специалисты могут пройти эти этапы — с услугой регистрации на портале ФТС. Если вам нужна услуга, то сообщите об этом при оформлении подписи.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.