В статье расскажем, какая электронная подпись нужна участникам алкогольного рынка в России и когда нужно ее использовать, чтобы легально производить, покупать и продавать алкоголь.
С помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) государство контролирует алкогольный рынок в России. К ЕГАИС должны подключаться все участники рынка и учитывать в ней закупку товара и его продажу конечному покупателю. Чтобы авторизоваться в системе и работать в ней нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Что такое КЭП для алкоголя
В России есть три вида электронных подписей — их вводит 63-ФЗ:
- простая (ПЭП);
- усиленная неквалифицированная (НЭП, можно встретить аббревиатуру УНЭП);
- усиленная квалифицированная (КЭП или УКЭП).
Простая подпись не гарантирует, что файл изменяли после подписания, но по ней можно установить лицо, которым он подписан. ПЭП формируется с помощью кодов и паролей. Например, простая подпись –– это одноразовый пароль, который вам присылает банк при совершении покупки в интернете.
Усиленная НЭП содержит сведения об авторе документа и проверяет, были ли внесены изменения в документ после того, как автор его подписал. Подписанный НЭП документ приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью, только если стороны договорятся об этом.
К усиленной квалифицированной электронной подписи государство предъявляет более строгие требования, чем к первым двум видам подписей. Такую подпись может выдать только аккредитованный удостоверяющий центр. Подписанный КЭП документ равнозначен документу, который подписан собственноручно физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица. Владельцы КЭП могут с помощью нее вести электронный документооборот, получать финансовые услуги, работать на государственных порталах и в информационных системах, сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в государственных и коммерческих закупках.
Для работы в ЕГАИС нужна специальная КЭП, которую записывают на ключевой носитель со встроенным средством шифрования, например, Рутокен ЭЦП 2.0 или JaCarta-2 SE. Такой токен содержит в себе криптографическую библиотеку и для работы не требует дополнительной установки средства криптографической защиты информации (СКЗИ), например, КриптоПро.
КЭП позволяет установить универсальный транспортный модуль (УТМ), который передает и получает данные из ЕГАИС.
Кому необходима электронная подпись для реализации алкоголя
Сертификат КЭП нужен всем участникам алкогольного рынка:
- производителям спиртосодержащих напитков;
- поставщикам;
- общепитам;
- розничным продавцам.
Каждой точке производства или продажи алкоголя с уникальным КПП нужна отдельная подпись. При этом на токене должен храниться только один сертификат КЭП — УТМ работает только с последним сертификатом, который записан на токен. Использовать несколько сертификатов на одном носителе не получится.
Если по одному адресу зарегистрировано две торговые точки с одинаковым КПП, то достаточно одной КЭП. Исключение составляют индивидуальные предприниматели. Им нужна одна подпись для всех торговых точек независимо от их количества.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Когда нужна электронная подпись для ЕГАИС Алкоголь
Участникам алкогольного рынка КЭП нужна на двух этапах:
-
При авторизации в личном кабинете ЕГАИС, чтобы сформировать ключ RSA и установить УТМ.
Чтобы подключиться к ЕГАИС, воспользуйтесь инструкцией Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). В ней пошагово описан процесс для каждого участника алкогольного рынка. Как зайти в личный кабинет, сформировать ключ доступа и установить транспортный модуль, ведомство рассказывает в видеозаписи.
- При повседневной работе. УТМ обращается к электронной подписи при отправке или получении документов из системы.
Рассмотрим примеры повседневной работы участников алкогольного рынка:
- для производителей — при производстве и оптовой отгрузке;
- для поставщиков — при приемке и поставке товара;
- для розницы и общепита — при приемке и реализации товара.
Реализация товара у розницы и общепита отличается:
- Розничные магазины при продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи формируют акты о списании вскрытой тары, которые отправляют в ЕГАИС не позднее следующего дня. Акты формируются отдельно на каждое наименование продукции. При продаже крепкого алкоголя сканируют штрих-код с каждой единицы товара.
- Общепит формирует акты списания вскрытой тары на весь алкоголь, который продает.
Для наглядности на схеме покажем, как крепкий алкоголь реализуется через розничный магазин:
Можно ли торговать без ЕГАИС Алкоголь
С помощью ЕГАИС государство контролирует изготовление, импорт и оборот спиртной продукции в России, чтобы на рынок не попал контрафактный и некачественный продукт.
С 1 января 2018 года к системе должны подключаться все фигуранты алкогольного рынка. Какие данные нужно отправлять в ЕГАИС и как с ней взаимодействовать, сказано в законе 171-ФЗ и других нормативных документах.
Нарушители алкогольного законодательства рискуют получить наказания:
- штраф;
- конфискация продукции;
- лишение лицензии на продажу алкоголя;
- приостановления деятельности;
- лишение свободы, если нарушения будут многократными.
Приведем примеры размеров штрафов за некоторые виды нарушений:
Вид нарушения |
Размер штрафа |
|
---|---|---|
для должностных лиц |
для юридических лиц |
|
Неверный учет данных в ЕГАИС об объемах производства и оборота алкоголя (ст.14.19 КоАП РФ). | от 10 до 15 тыс. рублей | от 150 до 200 тыс. рублей |
Нарушение особых требований розничной продажи алкоголя (п 3 ст 14.16 КоАП РФ). | от 20 до 40 тыс. рублей | от 100 до 300 тыс. рублей |
Производство или оборот этилового спирта, алкоголя без лицензии (п 3 ст 14.17 КоАП РФ). | от 500 тыс. до 1 млн рублей и дисквалификация на 2-3 года | до ⅕ совокупной выручки за прошлый год, но не менее 3 млн рублей и приостановление деятельности на срок до 90 дней |
В 2019 году Росалкогольрегулирование выявило 7346 правонарушений в 4054 организациях. 55,5 % нарушений касались неверного порядка учета алкогольной продукции, 13,7 % –– нарушение сроков подачи декларации и ошибки в данных производства и оборота алкоголя и этилового спирта, 5,9 % –– несоблюдение минимальных цен. Всего ФСРАР составила 8968 актов об административных правонарушениях, а суд лишил лицензии 18 организаций.
Чтобы успешно пройти проверку, внимательно изучите 171-ФЗ. Порядок получения, приостановления и возобновления лицензии описан в Главе 3 171-ФЗ. О правилах учета и декларировании продукции сказано в ст. 14 171-ФЗ. Перечень минимальных цен на алкоголь на 2020 год можно посмотреть в приказе Министерства финансов № 225н.
Какие документы нужны для получения электронной подписи для ЕГАИС Алкоголь
Сертификат электронной подписи для ЕГАИС можно выпустить на руководителя или сотрудника организации. По данным на август 2022 года, юрлицо может работать в системе с сертификатом руководителя или сертификатом юрлица, выданного на сотрудника. А индивидуальный предприниматель — с сертификатом ИП или сертификатами физлица, которые на себя оформил ИП. Эти нюансы связаны с изменениями в законодательстве об электронной подписи.
Для получения сертификата в Удостоверяющем центре (УЦ) нужны стандартные документы.
Для юридического лица:
- Паспорт будущего владельца сертификата КЭП.
- Заявление на выдачу сертификата, подписанное будущим владельцем от руки.
- Номер СНИЛС.
- Электронная выписка ЕГРЮЛ управляющей компании, если единоличным исполнительным органом организации является внешняя управляющая компания.
- Доверенность на получение сертификата, если сертификат будет оформлять и получать сотрудник, а не руководитель организации.
Для индивидуального предпринимателя:
- Паспорт будущего владельца сертификата КЭП.
- Заявление на выдачу сертификата, подписанное будущим владельцем.
- Номера СНИЛС и ИНН.
Распечатайте список документов для получения сертификата и шаблоны доверенностей на нашем сервисе подбора документов.
Чтобы получить сертификат электронной подписи для ФСРАР в Удостоверяющем центре Контура, нужно выполнить пять шагов:
- Оформите заявку одним из трех способов:
- Оплатите счет после того, как заявку подтвердят.
- Предоставьте документы и данные для оформления подписи. Если оформляете подпись онлайн, то сканы и данные нужно загрузить в личный кабинет. Если в сервисном центре — то передать оригиналы документов нашим сотрудникам. В течение одного-двух дней удостоверяющий центр проверит ваши данные.
- Удостоверьте личность — придите лично в сервисный центр или закажите услугу выезда нашего представителя. Для удостоверения личности нужно иметь при себе оригинал паспорта, а если вы оформляли подпись онлайн, то и оригинал заявления на выпуск сертификата.
- Получите сертификат электронной подписи.
КЭП для ЕГАИС можно выпустить на 6, 12, 15 месяцев и 2 года. Стоимость сертификата зависит от его срока действия и дополнительных услуг. Узнать, сколько стоит услуга, можно на нашем сайте.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
После того как срок действия сертификата закончится, его нужно будет перевыпустить. Если поменяются данные организации или владельца сертификата, то нужно будет отозвать старый сертификат и получить новый.
Чтобы начать работать в ЕГАИС с электронной подписью, также нужно будет настроить компьютер:
- для входа в личный кабинет ЕГАИС, чтобы сформировать RSA-ключи для каждого рабочего места;
- для приемки товара на рабочем месте (установка транспортного модуля).
Для более быстрой настройки можете использовать наш бесплатный установочный диск. Он поможет установить нужные компоненты и настроить компьютер.
В связи с тем что на юрлицо/ИП можно получить только одну ЭП (от ФНС), а точек продаж алкоголя несколько - на кого получать ЭП то? На физлицо (сотрудника)? Или на юрлицо, но тоже сотрудника?
Проще надо писать статьи, чтобы любой мог понять что к чему
Эту тему мы разбирали в статье про изменения в законодательстве. Но добавим и в эту статью :)
Просьба еще прокомментировать следующую ситуацию.
Одно ЮЛ, несколько точек продаж с разными связками ИНН-КПП. Выпускаем КЭП.АлкоЕГАИС на сотрудников.
Можно ли выпустить на каждую точку ЭЦП, но все они будут выпущены на одного сотрудника, но с разными соответствующими связками ИНН-КПП.
Иными словами, можно ли просто на заместителя директора или на бухгалтера выпустить все ЭЦП для всех точек? И обязательно ли тот, на кого будет оформляться ЭЦП для работы с ЕГАИС должен быть официально трудоустроен в этом ЮЛ?