Электронная подпись для ФСС: кому нужна, где получить и как настроить

В России полностью перешли на электронные больничные. Теперь медицинские организации и работодатели взаимодействуют с Фондом социального страхования через интернет — для этого им нужна электронная подпись. В статье расскажем, как получить такую подпись и как с ней работать.

ca

Оформите электронную подпись для главврача, медработников и сотрудников отдела статистики.

Что такое электронный больничный

Когда сотрудник компании заболел, получил травму или ушел в декретный отпуск, он может взять больничный и получать пособие.

Раньше больничные были бумажными. А с 2017 года работники могли выбрать, какой больничный получить: бумажный или электронный.

Но с 1 января 2022 года в Российской Федерации действуют только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН). Их хранят в интернете, а для работы с ними нужны специальные программы и электронная подпись.

Что такое ЭП

Электронная подпись (ЭП или ранее ЭЦП) — это электронный аналог рукописной подписи. Ее прикрепляют к электронным документам, чтобы можно было определить, кто его подписал.

Для работы с Фондом социального страхования подойдет только квалифицированная электронная подпись (КЭП). Это прописано в пункте 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

КЭП — единственная электронная подпись, придающая документу юридическую силу без дополнительных условий. Помимо нее, подписи бывают простые и неквалифицированные — они подойдут для других сценариев работы.

Получать КЭП нужно ежегодно. Так как каждый сертификат ЭП имеет свой срок действия — обычно это 12 или 15 месяцев. Срок действия ограничивают не просто так, а в целях безопасности ключей электронной подписи.

ca

Узнайте больше о работе сертификатов ЭП и выберите подходящий с помощью специалистов СКБ Контура.

Кому понадобится электронная подпись для ФСС

В медицинских организациях, муниципальных и частных, сертификаты ЭП получают:

  1. Главный врач. Обменивается данными с ФСС, подписывает отчеты и договоры от имени медучреждения.
  2. Лечащий врач и фельдшер. Оформляют электронные больничные, заполняют амбулаторные карты и выписывают рецепты.
  3. Сотрудник отдела статистики. Передает данные о больничных в систему ФСС.

Работодателю тоже нужна ЭП.

  1. Сотрудники передают ему номер ЭЛН. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет в нем свою часть (данные о страховом стаже и среднем дневном заработке), подписывает и отправляет в ФСС.
  2. ЭП пригодится еще и для сдачи отчета 4-ФСС. Фирмы сдают его четыре раза в год для расчета страховых взносов по производственным травмам и профессиональным заболеваниям работников. Если в компании работает больше 10 человек, сдать отчет можно только в электронном виде — с этим поможет Контур.Экстерн.

Где получить ЭЦП для ФСС

  1. Через Удостоверяющий центр СКБ Контура по тарифам для руководителя и для больничных. Оформить заявку можно через сайт, по телефону 8 800 500-05-08 или в ближайшем офисе УЦ.
  2. Через Корпоративный центр регистрации. Этот вариант подойдет крупным больницам или сети клиник, где каждому врачу нужна ЭП. Сеть заключает с КЦР партнерское соглашение, по которому для уполномоченного лица (чаще всего это IT-специалист или кадровик) делают доступ в сервис. А уже он удостоверяет личность врачей и помогает каждому получить ЭП.

Например, в частной клинике «Гиппократ» работает 30 врачей. Каждому из них нужна ЭП для взаимодействия с ФСС. Если директор клиники обратится в КРЦ, то все врачи смогут получить ЭП, не отходя от рабочего места. Это сэкономит медучреждению 30 рабочих дней, ведь в ином случае каждому врачу придется выделить день на поездку в офис УЦ.

  1. Через Контур.Экстерн. Этот вариант подойдет организациям, которые планируют сдавать только отчетность 4-ФСС. ЭП будет работать в Экстерне. Но мы не гарантируем, что она подойдет для других целей — например, для прямой работы с порталом ФСС.

ca

Оформите электронную подпись для главврача, медработников и сотрудников отдела статистики.

Инструкция по настройке электронной подписи ФСС

Для взаимодействия с ФСС нужно настраивать не саму электронную подпись, а компьютер. Настройки могут быть стандартными или специфическими — в зависимости от требований системы, где будет работать пользователь.

Для большинства медицинских организаций и страхователей подойдет Автоматизированное рабочее место лечебно-профилактического учреждения (АРМ ЛПУ), разработанное по заказу ФСС. С его помощью можно получать с сервера ФСС номера электронных больничных, создавать их, продлевать, закрывать и отправлять на сервер Фонда. Программное обеспечение бесплатно, скачать его и инструкции по настройке можно здесь.

Но есть нюансы: во многих регионах предъявляются дополнительные требования к сертификатам ЭП. Например, в Башкортостане понадобятся сертификаты на аппаратных СКЗИ (средствах криптографической защиты информации). А в Московской области у всех врачей должны быть сертификаты с ОГРН, то есть ЭП физических лиц не подойдут.

Часть компонентов можно установить с веб-диска или диагностики профиля УЦ.

Какие ошибки бывают

Не всегда работу с ФСС удается наладить с первой попытки. Чтобы вам было проще, расскажем о самых частых ошибках и о том, как их можно решить:

1. Ошибка при входе «У пользователя не определены права доступа в личный кабинет страхователя.

Решение: 

  1. Администратору организации/ИП зайти в личный кабинет на портале Госуслуги под организацией/ИП.
  2. На странице «Доступ к системам» открывать расширенный поиск и выбрать: Организация — «ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (будет в конце списка).
  3. В разделе Система выбрать «Личный кабинет страхователя».
  4. В разделе Группы доступа выбрать «Руководитель» (или «Бухгалтер», или «Специалист службы поддержки», или «Специалист по страховых случаям»).
  5. Нажать «Присоединить нового сотрудника» и выбрать ФИО сотрудника, которому необходимо предоставить права. Нажать на кнопку «Добавить».

2. При возникновении ошибок при работе с сертификатом

  1. Убедитесь, что у клиента установлена последняя версия ПО ФСС, размещённая на сайте. Версию установленного ПО на ПК можно посмотреть по диагностике в разделе «Антивирусы и программы».

    Обновить ПО клиент может самостоятельно или с помощью ТП ФСС.
  2. Попробуйте найти ответ в разделе FAQ, в Базе знаний QWic и в других инцидентах.

    Если отдельного знания нет и решение проблемы в других инцидентах найти не удалось, пройдите диагностику УЦ https://h.kontur.ru/uc и исправьте выявленные диагностикой проблемы.

    Если после всех корректных настроек ошибка сохранилась, переведите инцидент на отдел «Услуги УЦ (УКС)». В инциденте обязательно зафиксируйте:

    — Описание всех проделанных действий.
    — Точную формулировку ошибки.
    — Файл открытого ключа сертификата, при работе с которым возникает ошибка.
    — Скриншот ошибки.
    — Номер последней диагностики (после исправления всех рекомендуемых действий).
    — Информацию, на каком этапе возникает ошибка.
    — Результаты проверки сертификата на другой ЭТП/ИС.

Выводы

Медицинским работникам и работодателям больше нельзя заполнять бумажные больничные, а значит не стоит откладывать получение ЭП. Тем более, что выпуск ЭП и установка программного обеспечения — это отлаженные процессы, которые не займут много времени.

Если у вас возникнут дополнительные вопросы по настройке программ и работе сертификатов, вы всегда можете задать их техподдержке СКБ Контура.

Методологические и технические вопросы, не касающиеся области консультаций СКБ Контур, можно адресовать в службу поддержки ФСС.

ca

Сэкономьте время на выпуск ЭП для сотрудников с помощью Корпоративного центра регистрации.


Электронная подпись для Почты России

Почтовые отправления можно получать без паспорта и извещения. Все, что для этого нужно, — оформить простую электронную подпись. Рассказываем, как это работает и как получить ПЭП для Почты России.

Электронная подпись для ФГИС ЦС

Производители, импортеры и перевозчики строительных материалов должны вносить сведения о ценах стройресурсов на платформу ФГИС ЦС. В статье расскажем, как работает площадка и какая электронная подпись подойдет для размещения на ней данных.

Электронная подпись для ФГИС «Зерно»

С 1 сентября 2022 года продать, перевезти или купить зерно в России можно будет только после внесения всех данных об этих операциях в систему ФГИС «Зерно». До осени работа на площадке добровольна — и у бизнеса есть время приспособиться. Как начать работу на площадке и какая электронная подпись для этого потребуется, разобрали в этой статье.

Электронная подпись для Федресурса

Все компании и ИП в стране должны публиковать важные сведения о своей деятельности на портале Федресурс. Как работать с площадкой и какую электронную подпись для этого нужно получить, разберем в статье.

Электронная подпись для Честного ЗНАКа: кому нужна, где получить, как использовать

Всем, кто участвует в обороте маркированных товаров, необходимо подключиться и работать в системе маркировки Честный ЗНАК. Для этого нужна электронная подпись. Как получить ее и организовать работу с маркированными товарами в Честном ЗНАКе, разберем в статье.