Электронная подпись для ФСС (СФР): кому нужна, где получить и как настроить

В России медицинские организации и работодатели  используют только электронные больничные. Для этого они взаимодействуют с Фондом социального страхования. Новое название ведомства с 1 января — СФР. Вся работа с ведомством происходит через интернет и с помощью электронной подписи. В статье расскажем, как ее получить и работать с ней.

ca

Оформите электронную подпись для главврача, медработников и сотрудников отдела статистики.

Что такое электронный больничный

Когда сотрудник компании заболел, получил травму или ушел в декретный отпуск, он может взять больничный и получать пособие.

Сейчас в Российской Федерации действуют только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), несколько лет назад они полностью заменили их бумажный вариант. ЭЛН хранят в интернете, а для работы с ними нужны специальные программы и электронная подпись.

Что такое ЭП

Электронная подпись (ЭП или ранее ЭЦП) — это электронный аналог рукописной подписи. Ее прикрепляют к электронным документам, чтобы можно было определить, кто их подписал.

КЭП — единственная электронная подпись, придающая документу юридическую силу без дополнительных условий. Помимо нее, подписи бывают простые и неквалифицированные — они подойдут для других сценариев работы.

Получать КЭП нужно ежегодно. Так как каждый сертификат ЭП имеет свой срок действия — обычно это 12 или 15 месяцев. Срок действия ограничивают не просто так, а в целях безопасности ключей электронной подписи.

Электронная подпись для ФСС: кому нужна, где получить и как настроить

Какая подпись и кому нужна для ФСС

Для работы с ФСС (СФР) подойдет только квалифицированная электронная подпись (КЭП). Это прописано в п. 6, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В государственных и частных медицинских организациях сертификаты ЭП получают:

  1. Главный врач или ответственный за оформление больничных сотрудник:  они обмениваются данными с ФСС, подписывают отчеты и договоры от имени медучреждения.
  2. Лечащий врач и фельдшер: оформляют записи в электронном листке нетрудоспособности (ЭЛН), заполняют амбулаторные карты и выписывают рецепты.

Работодателю тоже нужна ЭП.

  1. Сотрудники передают ему номер ЭЛН. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет в нем свою часть — данные о страховом стаже и среднем дневном заработке. Подписывает и отправляет в ФСС.

  2. Затем данные по ЭЛН работодатель подает в форме ЕФС-1 через Экстерн. 

Кому понадобится МЧД для ФСС

С 1 сентября 2023 года сотрудники, которые подписывают документы от имени организации, должны будут использовать сертификат физлица и МЧД — машиночитаемую доверенность. В ФСС отправлять сведения таким способом должны будут уполномоченные сотрудники. 

Выдавать МЧД, а также оформлять и подписывать ее должен руководитель учреждения. В его же полномочиях — отзывать доверенность, если сотрудник утратил полномочия или уволился. 

МЧД и сертифиткат физлица ФСС принимает уже сейчас.  Актуальный формат доверенности ведомство обычно размещает на своем официальном сайте. Ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

Где получить электронную подпись для ФСС

  1. Через Удостоверяющий центр Контура. Оформить заявку можно через сайт, по телефону 8 800 500-05-08 или в ближайшем офисе УЦ.
  2. Через Корпоративный центр регистрации (КЦР). Этот вариант подойдет крупным больницам или сети клиник, где каждому врачу нужна ЭП. Медучреждение подключает КЦР, выбирает уполномоченное лицо — чаще всего это IT-специалист или кадровик — и дает  ему доступ к сервису. Такой сотрудник может удостоверять личность врачей и помогать получать им ЭП.

Например, в частной клинике «Гиппократ» работает 30 врачей. Каждому из них нужна ЭП для взаимодействия с ФСС. Если директор клиники подключит КЦР, то все врачи смогут получить ЭП, не отходя от рабочего места. Это сэкономит медучреждению 30 рабочих дней, ведь в ином случае каждому врачу придется выделить день на поездку в офис УЦ.

  1. Через Контур.Экстерн. Этот вариант подойдет организациям, которые планируют сдавать только отчетность ЕФС-1. ЭП будет работать в Экстерне. Но мы не гарантируем, что она подойдет для других целей — например, для прямой работы с порталом ФСС.

ca

Оформите электронную подпись для главврача, медработников и сотрудников отдела статистики.

Инструкция по настройке электронной подписи ФСС

Для взаимодействия с ФСС нужно:

1. Установить программу для работы с электронной подписью. Часть компонентов можно загрузить с веб-диска или диагностики профиля Удостоверяющего центра. 

2.  Установить программу для электронного документооборота с фондом. Она может быть общей. Например, АРМ ЛПУ.  Также каждый регион может использовать свою программу, но в этом случае нужно уточнить требования по установке у разработчиков.

Выводы

Сейчас медицинские специалисты и работодатели оформляют только электронные  больничные. Делают это они с помощью электронной подписи. Выпуск ЭП и установка программного обеспечения — отлаженные процессы, которые не займут много времени. 

Если у вас возникнут дополнительные вопросы по настройке программ и работе сертификатов, вы всегда можете задать их техподдержке Контура.

Методологические и технические вопросы, не касающиеся области консультаций Контура, адресуйте в службу поддержки ФСС.

ca

Сэкономьте время на выпуск ЭП для сотрудников с помощью Корпоративного центра регистрации.


ФГИС Зерно: будет ли перенос сроков на обязательную прослеживаемость зерна

С 2022 года в России нельзя легально продать, перевезти или купить зерно, не отчитавшись об этом в систему ФГИС «Зерно». С 2023 года стартует новый этап внедрения системы — теперь нужно будет отчитываться об операциях с продуктами переработки зерна. Делать это должны как сами зернопереработчики, так и хлебозаводы. Розница тоже участвует в бизнес-цепочках и, возможно, и ей придется отражать данные в системе.

Электронная подпись для Почты России

Почтовые отправления можно получать без паспорта и извещения. Все, что для этого нужно, — оформить простую электронную подпись. Рассказываем, как это работает и как получить ПЭП для Почты России.

Электронная подпись для ФГИС ЦС

Производители, импортеры и перевозчики строительных материалов должны вносить сведения о ценах стройресурсов на платформу ФГИС ЦС. В статье расскажем, как работает площадка и какая электронная подпись подойдет для размещения на ней данных.

Электронная подпись для ФГИС «Зерно»

С 1 сентября 2022 года продать, перевезти или купить зерно в России можно будет только после внесения всех данных об этих операциях в систему ФГИС «Зерно». До осени работа на площадке добровольна — и у бизнеса есть время приспособиться. Как начать работу на площадке и какая электронная подпись для этого потребуется, разобрали в этой статье.

Электронная подпись для Федресурса

Все компании и ИП в стране должны публиковать важные сведения о своей деятельности на портале Федресурс. Как работать с площадкой и какую электронную подпись для этого нужно получить, разберем в статье.