Электронная подпись для Почты России

Почтовые отправления можно получать без паспорта и извещения. Все, что для этого нужно, — оформить простую электронную подпись. Рассказываем, как это работает и как получить ПЭП для Почты России.

Для чего нужна ЭЦП Почта России

Почта России ввела упрощенное получение писем и почтовых отправлений. Для получения посылок по упрощенной схеме понадобится только мобильный телефон и ПЭП — простая электронная подпись.

Простая электронная подпись — это подпись, которая формируется сочетанием кодов и паролей (ст. 2 63-ФЗ «Об электронной подписи»). То есть это обычная комбинация логина и пароля или код доступа из смс-сообщения. ПЭП имеет юридическую силу только по договоренности сторон. 

С электронной подписью от Почты России забирать посылки стало намного легче. ПЭП не избавляет от очередей в отделении, но сокращает время на выдачу писем и отправлений. Клиентам больше не нужны паспорт и бумажное извещение, посылку отдадут клиенту, используя механизм простой электронной подписи. 

Раньше, чтобы забрать почтовое отправление, получатели ждали извещение, брали паспорт и шли в отделение. Сейчас все гораздо проще:

  • отслеживаем посылку на сайте Почты России или в мобильном приложении;
  • приходим в почтовое отделение;
  • получаем отправление без паспорта, назвав свою фамилию.

Но упрощенная схема работает, только если вы оформили Почтовый паспорт и получили простую электронную подпись. А о том, как это сделать, расскажем дальше.  

ca

Электронная подпись бывает простой, квалифицированной и неквалифицированной. Какая подпись подходит именно вам — подскажут специалисты УЦ Контура. Они подберут оптимальную электронную подпись для личный целей или для ведения бизнеса

Кто может получить ЭЦП Почта России

Ускоренная схема работает по всей стране. Специальные программы разработаны и для физических, и для юридических лиц. Напоминаем, чтобы перейти на упрощенное получение посылок, нужно сделать простую электронную подпись 

Электронная подпись Почты России для физических лиц

Для клиентов-физлиц выпускают идентификатор «Почтовый паспорт». Это абсолютно бесплатный сервис, доступный практически всем. Идентификатор — уникальный номер, который используется для идентификации клиента. Чтобы получить этот номер, нужно заполнить заявление на получение идентификатора «Почтовый паспорт».

При помощи идентификатора и работает ускоренная схема: чтобы получить посылку без паспорта нужна простая электронная подпись. А ПЭП для клиентов Почты России формируется путем сочетания электронного идентификатора и сгенерированных уникальных кодов.

Электронный идентификатор, а значит, и ПЭП, выдают только клиентам старше 14 лет.

Цифровая подпись для юридических лиц на Почте России

Для юридических лиц Почта России подготовила особый сервис — получение заказных писем онлайн. Подключиться нужно через портал Госуслуг. Воспользоваться программой могут и организации, и ИП, и даже физлица. 

Почта России. Получение заказных писем онлайн

Это очень удобно:

  1. Все электронные заказные письма от государственных органов и контрагентов приходят в ваш Личный кабинет.
  2. Оплачивать посылки можно онлайн.
  3. Онлайн же ведется статистика и отчеты по отправлениям электронных заказных писем.
  4. За онлайн-уведомления о вручении не нужно платить, и приходят они моментально.
  5. Канал, по которому передаются данные, зашифрован и защищен.

Кроме того, электронные письма, подписанные ЭП, юридически приравниваются к бумажным документам. Но для работы с сервисом заказных писем понадобится уже не ПЭП, а квалифицированная электронная подпись. 

ca

Контур предлагает специальную электронную подпись для работы с сервисом отправки писем и посылок Почты России

Получайте квалифицированную ЭП и подключайтесь к сервису заказных писем. Вот что для этого понадобится:

  1. Обратиться в аккредитованный Удостоверяющий центр за электронной подписью.
  2. Заключить договор с АО «Почта России».
  3. Утвердить техническое задание. Его еще называют бланк заказа.
  4. Получить доступ к личному кабинету Отправителя. Его предоставит Почта России.
  5. Запросить у менеджера спецификацию API (application programming interface). Это специальные функции, процедуры и структуры, которые предоставляет рабочее приложение (в данном случае Почта России) для взаимодействия с внешними программами и системами. 

Для онлайн-работы с Почтой России нужно установить средства криптографической защиты информации. Например, КриптоПро CSP не ниже пятой версии.

Пошаговая инструкция по оформлению электронной подписи

Чтобы получать посылки по ускоренной схеме, нужно написать заявление и оформить ПЭП. Напоминаем, что это бесплатная услуга. Но подпись не оформят клиентам младше 14 лет, поскольку для регистрации нужны паспортные данные. А паспорта в России выдают только с 14 лет.

Через сайт Почты России

Клиент заполняет регистрационную форму на сайте Почты России. Для регистрации понадобится только паспорт и номер мобильного телефона.

Покажем пошагово, как зарегистрироваться для упрощенного получения посылок:

Шаг 1. Зайдите на официальный сайт Почты России — в раздел «Упрощенное получение отправлений».

Упрощенное получение отправлений

Шаг 2. Выберите способ подключения через pochta.ru.

Подключение через pochta.ru

Шаг 3. Зарегистрируйтесь. Нужно заполнить все поля регистрационной формы.

Регистрация

Шаг 4. Подтвердите регистрацию. На номер мобильного телефона придет код, введите его в поле «Код подтверждения».

Подтверждение телефона

Затем нужно подтвердить регистрацию по электронной почте. Действуйте по аналогии: введите код, который отправили на электронку.

Подтверждение email

Шаг 5. Заполните и отправьте анкету для регистрации. ИНН и СНИЛС заполнять необязательно. А контакты — номер телефона и электронная почта — отображаются автоматически: вы их уже подтвердили.

Анкета для регистрации

Чтобы завершить оформление, возьмите паспорт и приходите в любое отделение почтовой связи. После обработки персональных данных вам оформят ПЭП: с этого момента можно получать посылки без паспорта и извещения.

Если при регистрации или получении простой электронной подписи возникнут проблемы, воспользуйтесь сервисом поддержки услуги — pep@russianpost.ru.

Через Госуслуги

Если вы зарегистрированы на портале государственных услуг, оформить ПЭП будет еще проще. У зарегистрированных пользователей верифицирована учетная запись, то есть подтверждены все персональные данные. Поэтому приходить в отделение почтовой связи и подтверждать свою личность не нужно. 

Если же вы только планируете зарегистрироваться на Госуслугах, внимательно изучите правила работы портала. Большинство государственных услуг предоставляют по заявлению пользователя, и электронная подпись для этого не требуется. Но некоторые действия на портале надо подтверждать своей ЭП. 

ca

Получить электронную подпись физлица можно только в Удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым правилам. УЦ Контур — один из таких центров

Итак, оформление простой электронной подписи через портал Госуслуг проходит в дистанционном режиме. Если у вас есть подтвержденная учетная запись, действуйте так:

Шаг 1. Переходите в раздел «Упрощенное получение отправлений». Выбирайте подключение через Госуслуги.

Подключение через Госуслуги

Шаг 2. Авторизуйтесь и войдите в личный кабинет.

Вход в Личный кабинет

Шаг 3. Предоставьте права доступа Почте России.

Предоставление прав доступа

Шаг 4. Подтвердите номер мобильного телефона.

Подтверждение телефона

Шаг 5. Проверьте свои персональные данные. 

Подтверждение данных

Подтвердите согласие с правилами регистрации и использования сервиса. Отправьте регистрационную форму.

Согласие с правилами регистрации

Простая электронная подпись готова: можно получать посылки по ускоренной схеме.

Завершение регистрации

В отделении

Оформить простую электронную подпись можно и в любом почтовом отделении. Возьмите с собой паспорт и заполните регистрационную анкету прямо на почте. Назовите оператору свой номер мобильного телефона и сообщите код подтверждения, когда он придет. Все, оформление ПЭП завершено.

Если изменится номер мобильного или паспортные данные, нужно сразу же уведомить Почту России — лично или онлайн. Иначе простая электронная подпись перестанет работать. Обратитесь в почтовое отделение, куда подавали заявление на оформление ПЭП.

Как пользоваться электронной подписью на Почте России

Простая электронная подпись для почты — это комбинация электронного идентификатора и уникальной кодировки для доступа пользователя. У каждого клиента свой идентификатор — номер мобильного телефона.

Каждый раз, когда вы приходите на почту за посылкой, система автоматически генерирует новый код для получения отправления. Вам приходит СМС-сообщение на номер телефона, который указали при регистрации. Еще один способ оповещения — через Push уведомления мобильного приложения Почты России.

Мобильное приложение

При получении почтового отправления нужно назвать:

  • трек-номер;
  • фамилию, имя, отчество;
  • номер телефона.

Паспорт и бумажное уведомление не нужны. Как только оператор вводит номер мобильного, срабатывает ПЭП. Система генерирует и отправляет на ваш номер код доступа. Назовите его, и вам отдадут посылку. А если вам пришло несколько посылок, их можно получить по одному коду доступа — все и сразу.

Хотя использование электронной подписи для почты подразумевает выдачу отправлений без паспорта, лучше возьмите его с собой. По регламенту, оператор Почты России может запросить удостоверение личности, если будет сомневаться, что клиент — это фактический получатель посылки.

Когда нельзя получить отправление при помощи ПЭП

Некоторые отправления не выдадут без паспорта даже при наличии простой электронной подписи. По упрощенной схеме нельзя получать отправления с наложенным платежом:

  • письма;
  • посылки;
  • бандероли.

Если для получения почтового отправления требуется оплата получателя, его выдадут только с паспортом.

Не работает ускоренное получение и для мелких пакетов. Мелким пакетам не присваивают трек-номер: почтальон опускает их в почтовый ящик, а если в доме нет ящиков — передает консьержу для вручения. Если же пакет слишком крупный и не помещается в ящик, его придется получать на почте. ПЭП для этого не понадобится. Мелкий пакет выдадут только по паспорту и заполненному извещению.


Электронная подпись для ФСС: кому нужна, где получить и как настроить

В России полностью перешли на электронные больничные. Теперь медицинские организации и работодатели взаимодействуют с Фондом социального страхования через интернет — для этого им нужна электронная подпись. В статье расскажем, как получить такую подпись и как с ней работать.

Электронная подпись для ФГИС ЦС

Производители, импортеры и перевозчики строительных материалов должны вносить сведения о ценах стройресурсов на платформу ФГИС ЦС. В статье расскажем, как работает площадка и какая электронная подпись подойдет для размещения на ней данных.

Электронная подпись для ФГИС «Зерно»

С 1 сентября 2022 года продать, перевезти или купить зерно в России можно будет только после внесения всех данных об этих операциях в систему ФГИС «Зерно». До осени работа на площадке добровольна — и у бизнеса есть время приспособиться. Как начать работу на площадке и какая электронная подпись для этого потребуется, разобрали в этой статье.

Электронная подпись для Федресурса

Все компании и ИП в стране должны публиковать важные сведения о своей деятельности на портале Федресурс. Как работать с площадкой и какую электронную подпись для этого нужно получить, разберем в статье.

Электронная подпись для Честного ЗНАКа: кому нужна, где получить, как использовать

Всем, кто участвует в обороте маркированных товаров, необходимо подключиться и работать в системе маркировки Честный ЗНАК. Для этого нужна электронная подпись. Как получить ее и организовать работу с маркированными товарами в Честном ЗНАКе, разберем в статье.