Почтовые отправления можно получать по упрощенной системе — без паспорта и бумажного извещения. Для этого нужно оформить простую электронную подпись (ПЭП) или квалифицированную электронную подпись (КЭП). Рассказываем от чего это зависит.
В этой статье:
- Зачем нужна электронная подпись для Почты России
- Какая ЭП нужна для Почты России
- Как получить простую электронную подпись для Почты России
- Как получить посылку на Почте России с помощью ПЭП
- Когда нельзя получить отправление с ПЭП
- Как получить КЭП для Почты России
- Как подключить КЭП к сервису заказных писем
- Как получить посылку на Почте России с помощью КЭП
Зачем нужна электронная подпись для Почты России
Получить посылку на почте можно несколькими способами: с помощью паспорта и извещения или по упрощенной схеме. Второй вариант, как и следует из названия, — более удобный, так как получить посылку можно в любой момент, даже если под рукой нет документа. Достаточно иметь с собой телефон и электронную подпись.
Какая ЭП нужна для Почты России
Чтобы получить посылку по упрощенной схеме физическому лицу нужно оформить простую электронную подпись (ПЭП), а юридическому — квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Выпустить новый сертификат электронной подписи можно в Удостоверяющем центре Контура. Специалисты подберут подпись под ваши задачи и помогут настроить компьютер для работы с ней.
Как получить простую электронную подпись для Почты России
ПЭП — это комбинация логина и пароля или код доступа из смс-сообщения (ст. 2 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Она имеет юридическую силу только по договоренности сторон. Простая электронная подпись нужна, чтобы получать посылки и заказные письма. Оформить ее можно тремя способами.
Способ № 1: на сайте Почты России
Для регистрации понадобится паспорт и номер телефона.
- Перейдите в раздел «Упрощенное получение отправлений».
- Выберите способ подключения через pochta.ru.
- Заполните все поля формы и зарегистрируйтесь.
- Подтвердите регистрацию. На номер мобильного телефона придет код, введите его в поле «Код подтверждения».
- А затем введите код, который пришел на электронную почту, чтобы подтвердить регистрацию.
- Заполните и отправьте анкету для регистрации. ИНН и СНИЛС заполнять необязательно. А номер телефона и электронная почта — отобразятся автоматически, потому что вы их уже подтвердили.
- Придите в любое отделение почты с паспортом, чтобы завершить оформление ПЭП.
Способ № 2: через Госуслуги
Чтобы получить ПЭП для Почты России через Госуслуги обязательно нужна подтвержденная учетная запись на портале.
- Перейдите в раздел Упрощенное получение отправлений и выберете подключение через Госуслуги.
- Авторизуйтесь и войдите в личный кабинет.
- Предоставьте права доступа Почте России.
- Подтвердите номер мобильного телефона кодом из смс
- Проверьте и подтвердите свои персональные данные.
- Подтвердите согласие с правилами регистрации и использования сервиса.
Способ № 3: очно в отделении Почты России
Оформить простую электронную подпись можно и в любом почтовом отделении. Возьмите с собой паспорт.
- Заполните регистрационную анкету в отделении почты.
- Назовите оператору номер мобильного телефона и сообщите код подтверждения, который придет в смс.
- ПЭП оформлена.
Если изменится номер мобильного или паспортные данные, нужно уведомить Почту России лично или онлайн, иначе подпись станет недействительной.

Как получить посылку на Почте России с помощью ПЭП
Каждый раз, когда вы приходите на почту за посылкой, система автоматически генерирует новый код получения отправления.
Чтобы получить свою посылку, назовите оператору трек-номер, ФИО и номер телефона. После вам придет смс или push-уведомление от мобильного приложения Почты России.
Когда нельзя получить отправление с ПЭП
В некоторых случаях, чтобы получить письмо или посылку с ПЭП не получится. Например, если это:
- отправления с наложенным платежом;
- письма и посылки, которые требуют оплаты получателя;
- мелкие пакеты, так как им не присваивают трек-номер,и почтальон опускает их в почтовый ящик.
Как получить КЭП для Почты России
КЭП — это полноценный цифровой аналог подписи на бумаге. Ей можно подписывать документы без предварительной договоренности сторон.
С КЭП компании и их представители могут получать электронные заказные письма от госорганов и контрагентов через личный кабинет без посещения почты, оплачивать посылки онлайн.
Квалифицированную электронную подпись может выдать только аккредитованный удостоверяющий центр, например, Контур.
- Заполните заявку на сайте.
- Дождитесь, когда специалист УЦ отправит ссылку на личный кабинет.
- Проверьте информацию в заявке, сфотографируйте и прикрепите документы: необходимый список отобразится в личном кабинете.
- Отправьте заявку и дождитесь ее одобрения.
- Проверьте и оплатите счет, который направят в личный кабинет.
- Лично посетите сервисный центр. Там нужно подписать документы и получить сертификат КЭП. Возьмите с собой паспорт.
Как подключить КЭП к сервису заказных писем
- Заключите договор с АО «Почта России».
- Утвердите техническое задание — его еще называют бланк заказа.
- Получите доступ к личному кабинету отправителя — его предоставит Почта России.
- Запросите у менеджера спецификацию API. Она позволит использовать КЭП в почтовом сервисе.
Для онлайн-работы с Почтой России нужно также установить средства криптографической защиты информации. Например, КриптоПро CSP не ниже пятой версии. Как это сделать писали здесь.
Как получить посылку на Почте России с помощью КЭП
Получить посылку в отделении почты, которая пришла на имя организации или ИП, может руководитель или доверенный сотрудник.
Если отправление забирает директор, ему понадобится паспорт и выписка ЕГРЮЛ. Если сотрудник 一 паспорт и доверенность с подписью руководителя.
Оператор проверит документы и выдаст посылку.