Как выглядит электронная подпись

Электронная подпись — это набор данных, поэтому ее увидеть невозможно. Однако файлы, из которых создается ЭП, а также их носители, например флешку, мы можем представить и описать. В статье расскажем, как они выглядят, и объясним, как понять, что на электронном документе стоит подпись.

ca

Руководителям компаний, чтобы отправлять документы, сдавать отчетность, нужны подписи ФНС. Получите сертификат у доверенного лица налоговой, а безопасный носитель для его хранения — в Контуре

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭП, или ЭЦП — устаревшее название) — это реквизит электронного документа. Она подтверждает, кто автор подписанного файла, что там нет изменений, а также дает документам юридическую силу при определенных условиях.

Что такое электронная подпись

В 63-ФЗ описаны три вида электронной подписи: простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная (КЭП). Отличаются ли они внешне, расскажем далее в статье.

Мы упрощаем термины в статье. Например, говорим «получить квалифицированную электронную подпись», хотя фактически получают не подпись, а сертификат, участвующий в подписании документов.

Как выглядит ЭП на электронных документах

По сути электронную подпись на документах никак не увидеть, так как это набор данных: информация, которая присоединяется к другой информации. Можно только проверить сам факт того, что документ подписан. Для этого есть специальные программы, например на портале Госуслуг или же Контур.Крипто.

Документ с подписью

«Увидеть» электронную подпись можно в сервисе Контур.Крипто — сервис подскажет, что документ подписан, покажет подписанта и даст скачать файл подписи

Пример. Директор Аркадий получил электронный документ. Чтобы убедиться, что его подписал нужный сотрудник и файл не менялся, Аркадий решил проверить документ с ЭП в сервисе Контур.Крипто. 

Руководитель зашел на сайт Контур.Крипто, загрузил оригинал документа и файл с подписью. Сервис проверил документ, а Аркадий увидел отчет о проверке и красный знак — в документ внесли изменения, поэтому подпись в файле недействительна.

Из отчета Аркадий узнал, что сотрудник исправил дату в документе уже после того, как поставил подпись. Директор еще раз проверил содержимое файла и вернул документ сотруднику на подпись. 

Когда документ подписан, его, например, можно отличить по наличию в папке нового файла с тем же названием, но расширением «.sig». А иногда внутри самого документа стоит штамп либо специальный знак. 

Видна подпись или нет, зависит от вида ЭП, программы и сервиса, где подписывают документ. Далее расскажем, как выглядят разные подписи на электронных документах.

ca

Чтобы сотрудники подписывали документы сами и не отвлекали руководителя от важных задач, им надо получить сертификаты электронной подписи. Поможем легко выпустить подпись и возьмем на себя все вопросы по ее работе

Усиленная квалифицированная подпись

КЭП — самая универсальная подпись. Она равнозначна собственноручной подписи и по умолчанию придает подписанному документу юридическую значимость. По этой причине бизнес часто использует ее в работе: чтобы участвовать в торгах, сдавать отчетность и обмениваться документами с контрагентами. 

Представим, что вы подписали КЭП документ Microsoft Word. В зависимости от способа присоединения подписи к документу он станет выглядеть так:

Если подпись открепленная

Когда документ подписали электронной подписью, создается отдельный файл с ЭП. У него такое же название, но другое расширение — sig, sgn или p7s. 

Открепленная ЭП

Документ с открепленной электронной подписью выглядит как два файла — сам документ и файл подписи

Чтобы проверить автора и неизменность подписанного документа, в программу, например Контур.Крипто, надо передать сразу два файла: оригинал «Файл.docx» и файл с подписью «Файл.sig».

Если подпись прикрепленная 

Когда документ подписали электронной подписью, в тот же файл добавляется расширение «Файл.docx.sig». То есть ЭП находится внутри исходного документа. Чтобы проверить такой документ, например в сервисе от Госуслуг, в программу надо загрузить именно этот файл — «Файл.docx.sig».

Прикрепленная ЭП

Документ с прикрепленной электронной подписью — это один файл с форматом.sig

Если подпись встроенная

Когда файл подписали ЭП, его формат остался прежним, но в самом документе появляется штамп или специальный знак с информацией о подписи. Если изменить документ после подписания, электронная подпись станет недействительной.

Встроенную подпись создают внутри документов Word, Excel или PDF с помощью дополнительного ПО: например, КриптоПро Office Signature и КриптоПро PDF. Часто такой способ визуализации подписи используют государственные структуры: ФНС, Росреестр и другие. Внизу их документов стоят подобные штампы:

Встроенная ЭП

Штамп электронной подписи на документе от налоговой похож на печать

Как выглядит штамп, зависит от настроек программы, где он создан, или сервиса. Например, в Контур.Экстерне появляется галочка «Документ подписан», а в подписанном документе Microsoft Word на панели внизу — красный ярлык:

Знак электронной подписи в документе Word

Знак электронной подписи в документе Word находится внизу окна 

Также в Microsoft Word можно создать поле с графическим изображением подписи. Юридической силы оно не имеет, а служит просто для наглядности.

В документ Word можно поставить картинку с вашей рукописной подписью

В документ Word можно поставить картинку с вашей рукописной подписью, но это не заменит подписание документа электронной подписью 

Посмотреть, есть ли в документе подпись, можно и на вкладке «Свойства». В пункте «Подпись» будут сведения о подписанте.

Если в документе стоит отметка «Подписано ЭП» и подобные, это не значит, что файл на самом деле подписан и не изменен. Чтобы проверить подлинность документа и верность ЭП, надо загрузить электронный оригинал документа в специальный сервис (например, Контур.Крипто). 

Если документ с ЭП распечатать, подпись не будет иметь юридическую силу. Ведь электронная подпись заверяет именно электронные файлы. 

Усиленная неквалифицированная подпись

Визуально НЭП не отличается от КЭП. Между собой эти два вида подписи отличаются требованиями к программному обеспечению, структурой сертификата, который подтверждает личность владельца подписи, а также процедурой получения.

Из-за того, что КЭП по умолчанию придают документам юридическую силу, к получению таких сертификатов больше требований. Так, сертификаты КЭП выдают только специально отобранные организации — аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). Чтобы выпустить КЭП, нужно прийти туда и удостоверить личность. 

НЭП же дает файлам юридическую значимость не по умолчанию, а когда стороны, которые обмениваются документами, заключили допсоглашение об этом. 

Отличаются и сферы применения КЭП и НЭП.  КЭП универсальна — с ней можно работать одновременно в нескольких системах: зарегистрировать квартиру в Росреестре и при этом отчитаться в Честном ЗНАКе. А НЭП используется только на одной конкретной площадке. 

Например, неквалифицированную подпись можно выпустить онлайн на сайте ФНС, если есть аккаунт на Госуслугах. Сделать это может физлицо, но не ИП или представитель юрлица. Такая НЭП будет работать только на сайте налоговой — по внутреннему регламенту ФНС. Или другой пример — кадровый электронный документооборот (ЭДО) в компании. Сотрудник с НЭП подписывает приказы, трудовые договоры, должностные инструкции и другие кадровые документы только в системе ЭДО организации. Подпись обеспечивает их юридическую значимость, так как работник и компания заключили соглашение об этом.

Простая электронная подпись

Простая ЭП — это комбинация цифр и символов, с помощью которой можно узнать автора документа или подтвердить совершенное действие. Например, это логин и пароль при входе на Госуслуги или смс-код, который банк отправляет на телефон, когда вы оплачиваете товары в интернете. Таким образом вы подтверждаете, что именно вы входите на портал или совершаете покупку.

В зависимости от площадки и сервиса, где используют ПЭП, может стоять тот или иной знак, что документ подписан. Например, галочка или штамп «Платеж отправлен», «Подписано ПЭП».

ПЭП также не будет давать документам юридическую силу, если стороны документооборота не заключат между собой соглашение. Такие соглашения обычно включены в договор обслуживания (например, между банком и клиентом) или заключаются во время обслуживания (например, анкета-согласие на использование электронной подписи на Почте России).

Какие виды физической оболочки есть у ЭП

На физических носителях хранят не саму электронную подпись, а ее компоненты — файлы, с помощью которых человек формирует подпись, когда подписывает документ. Это сертификат, подтверждающий личность владельца подписи, а также закрытый и открытый ключи — длинные наборы символов.

Сертификат и ключи можно записать на съемные носители или хранить только в памяти компьютера. Далее перечислим, на каких устройствах хранят элементы ЭП, и покажем, как выглядят такие носители. 

ca

Ключи для создания ЭП руководитель формирует самостоятельно на компьютере, а вот за сертификатом подписи надо идти в ФНС. Получите сертификат у доверенного лица налоговой без визита в инспекцию

Токен 

Токен — это устройство, которое внешне очень похоже на обычную флешку. Но в отличие от флешки токен предназначен для защиты информации, поэтому на его карте памяти есть восьмизначный пароль. 

На токене также может быть установлено средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Оно не позволяет переносить файлы с токена на другие устройства.

Использовать обычную флешку для хранения подписи опасно. Ведь она не защитит данные. 

Токен

Токен очень похож на флешку, но более надежен. Изображение с сайта rutoken.ru

Smart-карта

Smart-карта — это пластиковая карта с микросхемой, похожая на банковскую карту. Она выполняет ту же функцию, что и токен, то есть защищает информацию: на ней есть пароль и СКЗИ. Однако возможности карты в отличие от токена шире. Например, иногда компании делают из smart-карт электронные удостоверения сотрудников.

Для считывания информации с карты обычно нужно специальное устройство. Некоторые карты работают бесконтактно.

Smart-карта

Smart-карта для хранения электронной подписи выглядит, как банковская карточка. Изображение с сайта rutoken.ru

SIM-карта 

SIM-карта — устройство от мобильного оператора с чипом, где установлено специальное приложение для работы электронной подписи. Внешне это обыкновенная «симка». 

Такой носитель необходим, чтобы работать с мобильной электронной подписью: подписывать документы через приложение в телефоне. В мобильном формате используют только НЭП. Возможность применения КЭП пока рассматривается контролирующими органами.

SIM-карта

Для создания мобильной электронной подписи используется SIM-карта сотового оператора

Flash 

Flash, или флешка, — это небольшое устройство для хранения информации, где есть карта памяти и разъем USB. Она не предназначена для защиты и шифрования данных в отличие от токена, поэтому на ней нет пароля и СКЗИ. Из этого следует, что хранить ЭП на флешке не стоит, так как информация легко может попасть не в те руки. 

Подробнее про электронную подпись на флешке мы рассказывали в статье.

Flash

Флешка — еще один usb-носитель для записи файлов электронной подписи. Она менее безопасна, чем токен

Итак, на носителях хранят не электронные подписи, а файлы, из которых формируются ЭП. Самые безопасные устройства для этого — токен и smart-карта: они защищены паролями, а некоторые — СКЗИ. 

Чтобы сохранить подпись в безопасности, не стоит передавать носитель с ЭП другим людям. Так, сотрудники не должны иметь доступ к подписям руководителя и друг друга. Иначе они могут подписать документ самовольно, а доказать, что подпись поставил не ее владелец, трудно.

ca

Советуем оформить сотрудникам собственные сертификаты ЭП. С их помощью можно управлять электронными полномочиями работников


Получение электронной подписи на сотрудника организации

Электронная подпись (ЭП или прежнее название ЭЦП) — тоже, что рукописная подпись, только для электронных документов. С 2022 года меняются правила выдачи и использования ЭП, теперь подписывать документы компании может не только руководитель организации, но и её сотрудник личной подписью. О том, какую подпись выпустить сотруднику и как это сделать, рассказываем в статье.

Электронная подпись или ЭЦП для регистрации и ликвидации ООО

Зарегистрировать компанию и ликвидировать можно онлайн: подать в налоговую документы, подписанные электронной подписью. О том, какая электронная подпись для этого нужна и как это сделать, рассказываем в статье.

Электронная подпись для ООО

Еще недавно бизнес легко обходился без электронной подписи (ЭП), достаточно было составить документы на бумаге и подписать руководителем. С внедрением электронного документооборота в работу коммерческих и государственных структур,  электронная подпись для юридических лиц уже необходимость.