Электронную подпись Контура можно оформить разными способами. Сегодня расскажем, кто и как может оформить сертификат ЭП в государственных многофункциональных центрах.
Доступно ли оформление ЭП в МФЦ
В данном тексте мы будем говорить преимущественно о наиболее функциональном виде электронной подписи (ЭП или прежнее название ЭЦП) — квалифицированной электронной подписи (КЭП). Во-первых, только КЭП придает документу юридическую силу без дополнительных соглашений. Во-вторых, квалифицированная подпись позволит отследить, вносились ли изменения в документ после его подписания.
Оформите электронную подпись для отчетности и решения базовых бизнес-задач.
Получить электронную подпись Контура можно в МФЦ нескольких регионов:
- Московская область,
- Ленинградская область,
- Свердловская область,
- Самарская область,
- Сахалинская область,
- республика Чувашия,
- а также в МФЦ города Иваново.
Получить услугу могут как граждане РФ, так и те, кто не имеет российского гражданства. Также не важно ваше место регистрации: можно оформить подпись в МФЦ Санкт-Петербурга, даже если зарегистрированы в Челябинской области.
Во многие многофункциональные центры можно прийти без записи и получить талон электронной очереди на месте. Но удобнее зарегистрироваться заранее, чтобы подойти к конкретному времени и не ждать. В МФЦ Свердловской области доступна онлайн-запись, для этого нужно авторизоваться через Госуслуги. Обратите внимание, для некоторых МФЦ предварительная запись обязательна, информацию следует уточнить по телефону конкретного отделения.
В МФЦ скажите сотруднику, что хотите оставить заявку на электронную подпись от Контура. У вас спросят ФИО, ИНН и номер телефона. Когда сотрудник заполнит и отправит форму, возможны два варианта развития событий:
- Работник МФЦ сам выставит счет и начнет процесс оформления подписи, тогда ему потребуются также ваши паспортные данные и номер СНИЛС.
- Вы можете покинуть МФЦ, а вскоре вам позвонит сотрудник Контура: подберет подпись, выставит счет и подскажет, как получить сертификат ЭП.
Весь процесс оформления электронной цифровой подписи в МФЦ займет у вас порядка 15 минут. До получения ЭП пройдет около 2-3 рабочих дней — время на отправку и проверку данных, генерацию сертификата.
Многофункциональный центр выпустит сертификат ЭП не сам, а через аккредитованный удостоверяющий центр. В случае с Контуром, например, процесс оформления пройдет в личном кабинете компании, а в сертификате укажут один из наших УЦ: СКБ Контур или Сертум-Про.
Кто может получить электронную подпись в МФЦ
Подать документы на получение КЭП могут физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели и все те, кто только планирует заняться бизнесом. Они могут оформить электронную подпись для решения различных задач.
- Участникам закупок и торгов сертификат КЭП необходим на всех этапах конкурсных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ — от регистрации в Единой информационной системе до заключения контракта. Сертификат понадобится и для участия в конкурсных процедурах на других площадках, например, на аукционах по имуществу банкротов.
КЭП от Контура позволит вам участвовать в торгах на любых площадках.
- Сотрудникам и уполномоченным лицам компаний электронная подпись нужна для ведения отчетности, подписания документов с контрагентами, оформления сделок.
С 2022 года главы коммерческих и финансовых организаций, органов власти, а также индивидуальные предприниматели и нотариусы ограничены в выборе УЦ для получения ЭП. В зависимости от специфики деятельности, им следует обращаться в Федеральную налоговую службу, Банк России или Казначейство.
В МФЦ оформить электронную подпись по-прежнему могут сотрудники, не входящие в число топ-менеджеров.
Удостоверяющий центр Контура предлагает варианты ЭП для работы с 500 порталами и системами, в том числе с Росреестром, Честным ЗНАКом, ЕГАИС ФСРАР, ФТС, Росаккредитацией, АС «УРМ» и «Бюджет» и другими. Также можно оформить подпись сотруднику для выполнения базовых задач: работы с ФНС, порталом Госуслуг, Федресурсом, ФГИС ЕИАС и электронным ПТС.
- Физическим лицам электронная подпись упростит взаимодействие с госорганами и организациями. Обладатель ЭП сможет удаленно подписать личные и рабочие документы — от трудового договора и обращения в суд до оформления патента и открытия ИП. Для этих сценариев нужно оформить базовый сертификат квалифицированной электронной подписи.
Также в МФЦ физлица могут заказать сертификат ЭП, который позволит работать с Росреестром: дистанционно проводить сделки с недвижимостью и запрашивать данные из ЕГРН.
Как оформить электронную подпись
Для получения сертификата ЭП через многофункциональный центр воспользуйтесь пошаговой инструкцией:
- Подготовьтесь. Заранее определитесь с сайтами и площадками, на которых хотите использовать электронную подпись — это поможет представителю УЦ подобрать вам нужный тариф. Соберите документы: обычно нужны только паспорт и СНИЛС, но бывают исключения. Также уточните свой ИНН на сайте ФНС.
- Узнайте, нужна ли предварительная запись для посещения выбранного отделения МФЦ. Заранее получить талон электронной очереди можно по телефону или через Госуслуги. Если такого требования нет, приходите в центр в удобное время и возьмите талон на месте.
- Когда вас вызовут, сообщите сотруднику МФЦ, что хотите оформить сертификат ЭП. У вас спросят ФИО, ИНН и номер телефона для заполнения заявки. Ее также можно подать заранее через сайт удостоверяющего центра Контура.
- Затем вам выставят счет и объяснят, как действовать дальше. Это может сделать как сотрудник МФЦ, так и перезвонивший на заявку менеджер Контура. На этом этапе вам понадобятся паспортные данные и номер СНИЛС.
- В течение 1-2 дней удостоверяющий центр Контура проверит корректность данных в заявке. Сотрудники УЦ сравнят предоставленную информацию с той, что содержится в базах государственных систем. Также они убедятся в читабельности сканов документов и правильности их заполнения.
- Если данные в заявке верны, вам пришлют соответствующее уведомление (смс или e-mail) и пригласят получить сертификат. Если сотрудники удостоверяющего центра найдут ошибки в заявке или нечитаемые данные в копиях, об этом вам также сообщат и попросят заменить не прошедшие проверку документы.
- Получите сертификат в офисе УЦ или с курьерской доставкой. Какой бы способ вы ни выбрали, подготовьте оригиналы документов: они понадобятся представителю Контура, чтобы удостоверить вашу личность. После их проверки вам отдадут пустой токен — носитель, который внешне выглядит как флешка.
- Далее заходите в личный кабинет УЦ — с личного компьютера или со специального компьютера в точке выдачи. Там сгенерируйте закрытый и открытый ключи электронной подписи, а также запросите сертификат ЭП. Удостоверяющий центр Контура создаст его и поможет установить на компьютер или сохранить на токен.
В итоге на вашем токене будут все файлы, необходимые для подписания электронных документов: ключи электронной подписи и сертификат. Для использования ЭП сертификат нужно установить и настроить.
Как настроить ЭП после приобретения
Чтобы электронная подпись правильно работала, нужно настроить компьютер. Наиболее простой способ это сделать — воспользоваться автоматической настройкой от УЦ Контура. Сервис сам установит необходимые программы, драйверы и плагины.
Для автоматической установки зайдите на страницу ca.kontur.ru/install и следуйте инструкциям сервиса. Весь процесс установки займет обычно занимает 15 минут и состоит из нескольких шагов:
- Если ранее вы не пользовались сервисом, то сервис предложит установить расширение и Диаг.Плагин — кнопки появятся на главном экране. Если вы работаете в браузере Internet Explorer, то также появится кнопка дополнительной настройки — нажмите на нее и следуйте указаниям.
- Сервис предложит отметить сайты, на которых вы планируете работать и для которых нужны специальные настройки. Отметьте необходимое или пропустите этот шаг.
- Далее сервис проверит, каких программ и компонентов на вашем компьютере не достает для правильной работы электронной подписи.
- Когда он закончит проверку, вам нужно будет подтвердить установку недостающих компонентов. Вы можете установить их выборочно, однако мы не рекомендуем этого делать — из-за неправильной настройки электронная подпись может работать с ошибками.
- После установки перезагрузите компьютер или браузер — сервис подскажет, что именно.
- Заново зайдите на ca.kontur.ru/install и присоедините токен с сертификатом ЭП к компьютеру.
- Если компьютер настроен для использования ЭП, сервис сообщит об этом.
Сервис автоматической установки Контура подойдет как для первичной настройки компьютера, так и для обновления компонентов. Если с автоустановкой возникнут сложности, обратитесь в нашу техподдержку по почте pu@skbkontur.ru или контактам, указанным внизу сайта.
Удостоверяющий центр Контура предоставляет клиентам несколько вариантов оформления электронной подписи — онлайн, в офисе УЦ или МФЦ. Выбирайте удобный, оставляйте заявку и уже через несколько дней мы подготовим ваш сертификат.