Получаем сертификат электронной подписи в ФНС

С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций, ИП и нотариусы получают сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС.

Куда руководителю обращаться за сертификатом электронной подписи, зависит от типа организации: 

  • Банк, финансовая организация или ИП из финансового сектора — в Центробанк (инструкция).
  • Государственный, муниципальный орган и подведомственное учреждение — в Казначейство (инструкция для руководителей и должностных лиц).
  • Остальные организации и ИП, а также нотариусы — в точках выдачи ФНС. Инструкция по получение ниже.

ca

Получите и используйте сертификат ФНС с легкостью. Выдача сертификата, установка, помощь в отчетности и торгах — и другие услуги, нужные руководителю.

Получить ЭЦП в налоговой

Инструкция по получению сертификата электронной подписи в ФНС

1. Соберите документы, найдите носитель

В налоговую руководителю нужно принести:

  • Паспорт РФ, оригинал
  • Номера СНИЛС и ИНН физического лица — будущего владельца сертификата 
  • Токен — защищенный носитель, внешне похож на usb-флешку. Обычная флешка не подойдет, нужен токен, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России. Используйте токен, который ранее получали, или купите новый в Контуре.

Иногда может понадобиться документация на токен. Сейчас налоговая не требует предоставлять документацию на носитель или сертификат соответствия (см. четвертый вопрос на странице ФНС).  Если в точке выдачи у вас всё же просят документацию, то скачайте документ на сайте производителя. Прикладываем документацию для носителей «Рутокен» и документацию на «Рутокен лайт» — сертификат соответствия и информационное письмо.

2. Посетите налоговую или доверенное лицо ФНС

Выберите отделение на сайте ФНС в разделе «Порядок получения электронной подписи». Услугу по выдаче сертификата оказывают не все инспекции, а только те, что указаны в перечне налоговой. Записываться на прием не нужно, сертификаты выдают в порядке живой очереди. Вместо отделения налоговой можно посетить офис доверенного лица ФНС, посещение по записи.

Прийти за сертификатом нужно лично ИП или руководителю организации — лицу, которое может действовать от имени компании без доверенности. Этого требует ФНС (п.25 Приказа ФНС № ВД-7-24/982@). Получить первый сертификат удаленно нельзя, а вот второй и следующий — можно в личном кабинете налоговой.

Посетите выбранную точку выдачи. Там проверят документы, выпустят сертификат электронной подписи и запишут на токен. Судя по отзывам наших пользователей, этот процесс может занять от 5 минут до суток. Поэтому иногда нужно приехать в налоговую второй раз.

Когда сертификат выпустят, вам нужно будет подписать расписку о получении сертификата.

3. Настройте компьютер

Чтобы сертификат ФНС работал у вас на компьютере, нужно чтобы на нем была программа КриптоПро CSP и настроенный браузер.

Контур поможет настроить сертификат ФНС и использовать его. Подскажем, как работать на Госуслугах, Честном ЗНАКе, ФТС и других порталах. А наши специалисты зарегистрируют сертификат на ЭТП и расскажут, как участвовать в торгах.

ca

Уже получили сертификат ФНС? Закажите годовые консультации по его работе. А если сертификата еще нет — легко оформите его через Контур.

4. Оформите сотрудникам сертификаты

Ключ электронной подписи ФНС нельзя скопировать — налоговая устанавливает это ограничение для большей безопасности. Поэтому одновременно использовать его на двух компьютерах не получится. Всем сотрудникам, которые подписывают документы организации, понадобятся собственные сертификаты электронной подписи. Получить их можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, например, в Контуре.

Сотрудник получает в Контуре не один, а сразу два сертификата: на юрлицо и на физлицо. Мы выпускаем сертификат на физлицо бесплатно, чтобы помочь организациям подготовиться к новым правилам 2023 года — тогда работники будут использовать сертификат физлица и машиночитаемую доверенность.


Машиночитаемая доверенность: основные понятия и что известно летом 2022 года

До конца 2022 года сотрудники должны научиться работать с электронными подписями по новым правилам. А именно: использовать электронную подпись физлица и машиночитаемую (электронную) доверенность для подписания документов.

Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.