Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году. Изменения в 63‑ФЗ

С 1 июля 2021 года постепенно меняются сценарии работы с сертификатами электронных подписей (ЭП). Сергей Казаков, руководитель УЦ Контура, подробно разъяснил, какие сертификаты пока можно применять, где получить новый и что для это надо сделать.

В 2021-2022 годах в силу вступают поправки к Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и появляются подзаконные акты. Они вводят новые правила получения и работы с электронной подписью в организациях, у индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

В статье разберем все изменения, которые известны на 27 декабря 2021 года.

Даты основных изменений: 

  • С 1 июля 2021 года ФНС стала выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП
  • После 1 июля 2021 года многие УЦ не могут выдавать электронные подписи любым лицам и организациям, поскольку не прошли аккредитацию по обновленным требованиям 63-ФЗ. На рынке осталось несколько десятков УЦ — Контур в их числе.
  • Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал электронную подпись, то такая подпись продолжит действовать до 31 декабря 2022 года, если не закончится раньше. После этого ее нужно будет заменить по новым правилам (о них в следующих пунктах).
  • С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП при смене или обновлении электронной подписи должны будут обращаться в ФНС и к ее доверенным лицам
  • До 1 января 2023 года сотрудники могут получать электронные подписи по прежним правилам в аккредитованных УЦ. Такие подписи будут работать весь свой срок, но не дольше, чем до 31 декабря 2022 года. Использовать их можно по-старинке — без электронной доверенности.
  • С 1 марта 2022 года сотрудники могут по своему желанию или по желанию своей информационной системы переходить на новые правила: использовать для подписания документов электронную подпись физического лица и электронную доверенность. Такую электронную подпись также можно получить в аккредитованных УЦ.
  • С 1 января 2023 года сотрудникам обязательно нужно перейти на работу по новым правилам: заменить свою подпись на подпись физлица и прикладывать к ней электронную доверенность.

Где получать новую электронную подпись в 2021 и 2022 годах

Получение ЭП в 2021 году 

До конца 2021 года и индивидуальным предпринимателям, и первым лицам организаций (указаны в ЕГРЮЛ) можно по-прежнему получать электронные подписи в УЦ. Главное, чтобы этот УЦ был аккредитован по требованиям 63-ФЗ. Найдите удобный УЦ в перечне Минцифры РФ или уточните в УЦ, в котором вы раньше уже получали сертификат.

Сотрудникам и уполномоченным лицам организаций можно обращаться в УЦ за прежними подписями до конца 2022 года.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ЭП в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников и руководителей, торгов, отчетности и личных дел.

Также в 2021 году для руководителей организаций, ИП и нотариусов появилась альтернатива — они могут также обратиться за новой электронной подписью в ФНС. До 1 января 2022 года делать это можно по желанию.

Получение ЭП в 2022 году 

В 2022 году сценарий получения изменится. Куда именно обращаться за новой ЭП, будет зависеть от того, кто получает подпись — первое лицо компании или работник.

Руководители компаний, ИП и частные нотариусы будут получать подписи ФНС — непосредственно в отделении инспекции или в офисе доверенного лица налоговой.

Если в 2022 году на руках останется действующая подпись Контура или другого УЦ, получившего аккредитацию по новым правилам 63-ФЗ, то ей можно продолжать пользоваться до конца 2022 года. Экстренно обращаться в ФНС или УЦ 1 января 2022 года, чтобы получить подпись, соответствующую новому законодательству, не обязательно — ни руководителю, ни сотруднику. Сделать это можно в спокойном режиме в течение 2022 года, когда текущая подпись аккредитованного УЦ будет подходить к концу.

Контур помогает пользоваться сертификатом ФНС. Мы подскажем, как получить его, настроим компьютер и поможем работать на порталах и торговых площадках. Цена и состав услуги.

Как получить ЭП руководителю

В налоговой

  1. Подать заявление на выдачу сертификата.
    1. в налоговой инспекции — приехать, заполнить бумажную форму у сотрудника.
    2. через сайт налоговой — через Личный кабинет юрлица, Личный кабинет ИП или order.nalog.ru
  2. Найти носитель, на который ФНС запишет электронную подпись.

    Нужен токен (выглядит, как флешка), сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России. В частности, подойдут токены под названиями Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ. Можно использовать носитель, который у вас уже есть, либо приобрести новый: в удостоверяющем центре или в магазине производителя.

    В налоговой могут также попросить документы, которые подтверждают, что токен сертифицирован — сертификат соответствия. Этот документ запросите в точке, где получали токен, или скачайте с сайта производителя токена. 
  3. Руководителю нужно посетить инспекцию. Это требование введено специально, чтобы убедиться в личности получателя (п.25 Приказа ФНС). Налоговая отмечает, что можно обратиться в любое отделение, а не только в то, где организация поставлена на учет. На практике некоторые отделения пока не принимают «не свои» организации, поэтому перед визитом лучше уточнить такую возможность в инспекции.

    С собой руководителю потребуется взять паспорт, СНИЛС, флешку-токен и сертификат соответствия на токен.
  4. Установить программу КриптоПро CSP, установить ЭП на компьютер

    Для работы с подписью, нужно установить средство криптозащиты на компьютер — программу КриптоПро CSP. Чтобы запустить программу, нужна лицензия. С апреля 2022 года лицензию ФНС выдает вместе с сертификатом. После этого настройте компьютер и браузер так же, как делали это с прошлой ЭП, установить подпись.

Электронную подпись и лицензию КриптоПро CSP ФНС выдает бесплатно. Отдельно нужно купить токен. 

Кроме того, подпись налоговой выдается в единственном экземпляре и защищена от копирования — поэтому всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, понадобится купить свои подписи. Также в подпись не включают никаких расширений, которые дают доступ к специализированным площадкам и порталам. Пока порталы не отказались от расширений полностью, использовать ЭП ФНС на них не получится.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ЭП в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников и руководителей, торгов, отчетности и личных дел.

У доверенных лиц ФНС

Доверенные лица налоговой — это «помощники ФНС», в которых можно получить ЭП налоговой. Это будут УЦ, выбранные из числа прошедших переаккредитацию. Полный перечень доверенных лиц станет известен в конце 2021 года.

Для получения также необходимо личное обращение и тот же набор документов. В офисе «помощников» можно будет сразу получить токен, а также КриптоПро CSP. В некоторых УЦ помогут и с настройкой компьютера, проконсультируют по работе с подписью.

Обратите внимание: вышеизложенные способы подходят только для руководителей коммерческих компаний, ИП и нотариусов. Должностные лица бюджетной сферы должны будут получать ЭП Федерального Казначейства. А первые лица банков и финансовых организаций — Центробанка. Сроки те же — после 1 января 2022 года.

Как получить ЭП сотруднику

Работники, обслуживающая бухгалтерия, другие уполномоченные лица — все, кто подписывает документы компании — могут работать с прежними подписями и получать их по старым правилам в УЦ до 31 декабря 2022 года. Действовать такие подписи будут до 31 декабря 2022 года (да, 30 декабря 2022 года такую подпись получать не имеет смысла). 

С 1 марта 2022 года сотрудники могут перейти на ЭП нового типа. Это будет ЭП физического лица, в ней данные организации не указывают. Перейти на такую подпись можно по своему желанию, либо по предложению портала или системы, в которой вы работаете.

Такие подписи будут выдаваться в УЦ, прошедших переаккредитацию. Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС. Отличие от подписи руководителя — подпись будет без запрета на копирование или включение расширений.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ЭП в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников и руководителей, торгов, отчетности и личных дел.

В файле подписи будут указаны только ФИО физлица. Чтобы доказать правомочность своих действий от имени компании, нужна электронная доверенность (она же — машиночитаемая доверенность, МЧД). 

По желанию электронную доверенность можно применять с 1 марта 2022 года, тогда же, когда можно переходить на подпись физлица. Но могут быть системы, которые введут обязательную электронную доверенность раньше. Например, ФНС уже в конце 2021 года предлагает своим пользователям использовать электронную доверенность, а значит нельзя исключать, что сделает ее обязательной раньше 1 января 2023 года.

Электронная доверенность — новый инструмент для документооборота, который продолжают разрабатывать для широкого применения. Как она будет работать, можно понять на примере сдачи отчетности в ФНС: сначала руководителю нужно подписать доверенность на сотрудника в налоговой, а когда ее примут, сотрудник сможет сдавать отчетность от лица компании.

Подробнее про использование электронных доверенностей сотрудниками.

Вопросы о работе с ЭП в 2022 году

Какие подписи будут работать в 2022 году?

  1. Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитацию по новым требованиям закона, то в 2022 году она не будет действительна.
  2. Если электронную подпись выдал УЦ, прошедший переаккредитацию, то ЭП будет работать до конца 2022 года. К таким подписям относятся и электронные подписи Контура.

kep

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ЭП в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников и руководителей, торгов, отчетности и личных дел.

Как электронные подписи ФНС будут работать на порталах с расширениями

У ряда порталов и площадок свои требования к ЭП. Например, нужны специальные расширения (OIDы) для работы с электронными закупками, в системах СМЭВ, ГИИС ДМДК, Росреестра. При этом по закону расширения не требуются, и сейчас многие площадки от них отказываются.
Пока OIDы еще нужны, используйте ту же подпись, что и раньше. ЭП ФНС для них не подойдет. Следите за объяснениями налоговой и площадок. 

Как работать с ЕГАИС Алкоголь

Сейчас торговым точкам нужна ЭП, чтобы продавать спиртное. Обычно используются несколько подписей, выданные на руководителя компании. ЭП налоговой так использовать не получится, потому что в ФНС выдают не более одной подписи на руководителя.

Налоговая разъяснила, что ЕГАИС начнет принимать электронные подписи по новым требованиям закона. Предполагаются два возможных сценария:

  • Электронная подпись руководителя юрлица или ИП, полученная в ФНС
  • Подпись сотрудника-физлица, к которой прикладывается электронная доверенность (когда ЕГАИС начнет работать с электронной доверенностью). Росалкогольрегулирование пока разрабатывает формат необходимой электронной доверенности.
  • С учетом поправок, принятых в декабре 2021 года, можно считать, что до 31 декабря 2022 года в ЕГАИС можно работать с подписью сотрудника, полученной по старым правилам (подпись в которой указаны и данные организации, и данные сотрудника).

Топ‑5 вопросов об электронной подписи в 2022 году

С 1 января 2022 года для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей меняются правила получения электронной подписи. Мы собрали самые частые вопросы, которые поступают в нашу техподдержку, и попросили ответить на них экспертов Удостоверяющего центра Контура.

Вводится переходный период для электронных доверенностей и изменений в сфере электронной подписи

Принят закон, который переносит сроки некоторых изменений в сфере электронной подписи. Сертификаты сотрудников, в которых указаны данные организации, можно получать и применять до 31 декабря 2022 года. Использовать МЧД обязательно только с 1 января 2023 года, но по возможности можно и раньше. Руководителям по-прежнему с 1 января нужно обращаться в УЦ ФНС, прежние сертификаты могут работать максимум до 31 декабря 2022 года.

Все, что нужно знать о переходе на новый ГОСТ 2012

Отвечаем на популярные вопросы пользователей электронных подписей. До какого времени действителен ГОСТ 2001? Могут ли информационные системы отказаться принимать сертификаты на старом ГОСТе? Нужно ли менять токен и средства криптографической защиты информации?