Электронная подпись для адвоката

В статье разберем, в каких случаях адвокату может понадобиться электронная подпись и какую именно подпись стоит выбрать для работы.

Когда адвокату понадобится электронная подпись

С 1 января 2017 года вести документооборот со всеми судебными инстанциями можно и в электронном виде (Федеральный закон №220 от 23.06.2016). Отправить обращение или запрос можно в специальных государственных системах: «Мой арбитр» или «Правосудие». 

Чтобы вести электронный документооборот с системами, нужна электронная подпись — как адвокату, так и юристу. Электронная подпись дает доступ к цифровым судебным архивам и материалам дела.  

С электронной подписью можно отправить онлайн и не посещать суд: 

  • исковое заявление;
  • апелляцию, кассацию или надзорную жалобу;
  • ходатайство или отзыв;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • копию письменного доказательства и другие документы.

Получить электронную подпись для суда

Как работать в системах «Мой арбитр» и ГАС «Правосудие» с электронной подписью

Через систему «Мой арбитр» запрашивают и подают необходимые документы в Арбитражный или Верховный суд. О том, как это сделать, мы писали в статье.

Через ГАС «Правосудие» запрашивают и подают документы в суды общей юрисдикции или на участок мирового судьи. Зарегистрироваться в системе можно с помощью подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг или электронной подписи.

Чтобы подать обращение в суд через ГАС «Правосудие» нужно заполнить специальную форму. Достаточно указать вид документа, который хотите отправить, и система автоматически откроет нужный шаблон. Заполните сведения о заявителе или его представителе и выберите наименование суда. После этого прикрепите необходимые файлы, в том числе файл с электронной подписью. Иногда система может запросить квитанцию об оплате госпошлины. После того, как вы заполните все поля система сформирует обращение, которое можно отправить в суд.

Какая электронная подпись нужна для обращения в суд

Электронные документы, которые отправляют в суд, чаще всего подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП). Так, КЭП можно подписать:

  • заявление об обеспечении иска;
  • ходатайство о приостановлении исполнения решения суда;
  • документы, которые подаются в соответствии с УПК РФ.

Адвокат может оформить КЭП:

  • Как физическое лицо. В таком сертификате будут указаны только его личные данные. 
  • Как сотрудник организации. Тогда в сертификате укажут название организации и его личные данные. 

Также подать документы в суд может и руководитель компании. Ему подойдет КЭП на физическое или на юридическое лицо.

Получить КЭП можно только в удостоверяющих центрах, которые прошли аттестацию Минкомсвязи. Такую подпись выдают на определенное время, обычно на один год. После этого владелец должен получить новую подпись. Если подписать документы просроченной ЭП, суд их не примет.

Получить электронную подпись для суда

Некоторые документы можно подписать и простой электронной подписью — с помощью подтвержденной учетной записи физлица на портале Госуслуг. Например, простую подпись можно использовать при отправке электронного образа — скана бумажного документа. Однако иногда в таких случаях суды запрашивают оригинал документа.

Чем отличается КЭП юриста от КЭП адвоката?

КЭП юриста ничем не отличается от КЭП адвоката — ведь с этой подписью специалист будет работать с судом. КЭП работает как на портале «Мой арбитр», так и в ГАС «Правосудие». Поэтому такую подпись может получить и адвокат, и юрист.

Нужна ли адвокату доверенность для работы на порталах 

Если электронное обращение в суд подает не сам истец, а его представитель — к этому обращению нужно приложить доверенность. Если вы подаете обращение в арбитражный суд, к нему также нужно приложить ордер на исполнение поручения, который выдает адвокатское образование.

Как приложить доверенность в ГАС «Правосудие»

При подаче заявления вам нужно заполнить анкету. После ввода номера дела вас попросят выбрать способ обращения. Нажмите кнопку «Я являюсь представителем». После этого система откроет окно, в котором нужно указать данные представителя и заявителя, а также загрузить доверенность.

Как приложить доверенность на портале «Мой арбитр»

При подаче заявления во вкладке «Заявитель» нужно нажать кнопку «Добавить доверенность». Портал откроет окно, в котором нужно заполнить сведения о доверителе и доверенном лице, а также загрузить доверенность.


Работать с таможней в электронном виде –– просто. Где и как зарегистрироваться и какая электронная подпись нужна для взаимодействия с таможней, расскажем в статье.

Отвечаем на самые частые вопросы бухгалтеров об электронной подписи, в том числе о переходе на новый ГОСТ.

Процесс внедрения онлайн-касс начался в 2017 году и еще не завершен. Часть предпринимателей уже работают в новых условиях, многие получили отсрочку до 1 июля 2019 года и еще не знакомы с порядком подключения. Расскажем об одном из первых этапов перехода — о получении электронной подписи (ЭП, ранее – ЭЦП).

В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.

Электронная подпись уже стала обязательным инструментом ведения бизнеса для юридических лиц. А для физических лиц это удобный способ, чтобы взаимодействовать с госорганами, работодателями, вузами и т.д. В каких случаях электронная подпись для физлиц поможет сэкономить время, а в каких заработать?