8 800 500-05-08 Заказать звонок Онлайн консультант

Отличается ли чем-то электронная подпись, выпущенная для индивидуального предпринимателя, от подписи для юридического или физического лица? Какой пакет документов требуется от заявителя и можно ли получить подпись бесплатно?

Электронная подпись (ЭЦП) для ИП

Отличается ли подпись для ИП от других?

Электронная подпись всегда выпускается для конкретного физического лица и юридически подтверждает действия, которые он совершает с помощью этой электронной подписи. Но если подпись нужна юридическому лицу, ее нужно дополнительно “привязать” к организации. Тогда этой подписью можно подписывать электронные документы от имени юридического лица.

Индивидуальный предприниматель работает на себя и “присоединять” подпись к организации не требуется. Если у индивидуального предпринимателя работают сотрудники, то на них  нужно выпускать электронные подписи для физических лиц.

То есть электронная подпись (ЭП; ранее ЭЦП) для индивидуального предпринимателя отличается от подписи юридического лица только комплектом документов, необходимым для ее выпуска. Вам нужно определиться, для каких целей нужна подпись, и обратиться в удостоверяющий центр для получения.

Какие задачи индивидуального предпринимателя решит электронная подпись?

О видах электронной подписи вы можете прочитать в этой статье. Отталкиваясь от задач, которые можно решить с помощью электронной подписи, их можно разделить на два вида:

Квалифицированная подпись Подпись для торгов
  • Сдавать через интернет налоговую и другую отчетность
  • Подписывать электронные документы
  • Взаимодействовать с государственными информационными системами (Госуслуги и еще 73 площадки)
  • Участвовать в торгах по 223-ФЗ (zakupki.gov.ru и еще 21 площадка)
  • Участвовать в торгах банкротов (Сбербанк-АСТ и еще 35 площадок)
  • Участвовать в коммерческих торгах (OTC и еще 42 площадки),
  • Взаимодействовать с ЕГАИС (КЭП нужна на специальном носителе JaCarta SE PKI/ГОСТ )

Участвовать в госзакупках на 5 электронных торговых площадках:

  • аккредитовываться на ЭТП,
  • отправлять заявки на и участвовать в электронных аукционах,
  • подавать жалобы,  
  • подписывать контракты,
  • совершать другие действия.

Как получить электронную подпись (ЭЦП) для ИП

Получение ЭЦП для ИП

Для получения квалифицированной электронной подписи нужно:

  • написать заявление в удостоверяющий центр,
  • предоставить оригинал паспорта или его заверенную копию,
  • назвать номер СНИЛС, ИНН, ОГРН ИП,
  • и в ряде случаев оформить доверенность.

Для получения подписи для торгов нужно:

  • написать заявление в удостоверяющий центр,
  • предоставить оригинал паспорта или его заверенную копию,
  • ИНН ИП или его заверенную копию
  • предоставить выписку из ЕГРИП в электронном или бумажном виде,
  • и при необходимости доверенность.  

Если электронную подпись получает не сам владелец, а его уполномоченный представитель, необходимо предоставить заверенную нотариусом доверенность на этого представителя. Если у ИП есть печать, он может выдать доверенность самостоятельно.

Можно ли получить электронную подпись для ИП бесплатно?

Физические лица и индивидуальные предприниматели могут получить неквалифицированную электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Но использовать ее можно только для электронного документооборота с налоговыми органами:

  • для отправки налоговых деклараций,
  • подачи запросов и т.д.