Контур помогает компаниям выпускать НЭП через Госуслуги

13 декабря 2022 229

Удостоверяющий центр Контура запустил удаленный выпуск сертификатов неквалифицированной электронной подписи через Госуслуги. НЭП подходит для юридически значимого подписания документов внутри одной системы. Технологию уже используют системы кадрового документооборота и сервис документооборота самозанятых.

Сертификаты неквалифицированной электронной подписи можно выпустить удаленно с помощью Контура. Удостоверение личности при этом будет также проходить онлайн с помощью Госуслуг. Такую возможность запустил Корпоративный центр регистрации — проект Удостоверяющего центра Контура.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП), как и квалифицированная, позволяет подтвердить, кто именно подписал документ, а также обнаружить, что после подписания документ не менялся. При этом она не придает документам юридическую силу по умолчанию. Чтобы подписанный НЭП документ был юридически значим, участники документооборота заключают соглашение, которым признают юридическую значимость НЭП (ч.2 ст. 6 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Технология удобна, когда сотни и тысячи пользователей должны обмениваться юридически значимыми документами внутри одной системы. Например, для кадрового документооборота или заключения договоров с клиентами.

Выпуск НЭП через Госуслуги уже внедрили у себя внешние партнеры и продукты Контура: 

  • Directum (ООО «Директум) — для системы управления кадровыми процессами и документами Directum HR Pro;
  • АТАЧ (ООО «ММК-Информсервис») — для ведения кадрового документооборота;
  • ELMA (ООО «Элма») — для кадрового документооборота на платформе ELMA 365;
  • Контур.Диадок — для запуска кадрового документооборота внутри сервиса;
  • Контур.Сайн — для подписания юридически значимых документов между организациями, самозанятыми и физлицами.

Получение НЭП

Получить сертификат НЭП проще, чем сертификат квалифицированной электронной подписи, поскольку все процессы могут проходить онлайн: 

  1. Заявление на выдачу сертификата НЭП заполняется в системе, где будет происходить документооборот. Подписать его можно простой электронной подписью. 
  2. Личность будущего владельца сертификата подтверждается одним из двух способов: очно в офисе УЦ или удаленно через подтвержденную учетную запись на Госуслугах. 
  3. После этого пользователь выпускает сертификат. В итоге весь процесс — от подписания заявления до удостоверения личности и выпуска сертификата — может занять всего 15 минут.

«Выдача сертификатов электронной подписи сразу для десятков и сотен человек — это всегда дополнительные издержки. Каждый владелец должен посетить удостоверяющий центр, собрать документы, подписать заявление на бумаге. Наша команда нашла удобное и законное решение для таких ситуаций — удаленный выпуск сертификатов НЭП. Оно не только упрощает получение сертификата, но и обеспечивает его безопасность — применить НЭП можно только в доверенной системе»,— отмечает Сергей Лапшин, руководитель проекта КЦР.

Особенности хранения и работы НЭП

Закрытый ключ НЭП, необходимый для подписания документов, хранится «в облаке» — на защищенном сервере удостоверяющего центра. Доступ к ключу пользователь может получить только из системы, для которой и выпускается НЭП.

В таком случае для подписания документа пользователю достаточно любого сотового телефона, в том числе без выхода в интернет. На него будут приходить смс или уведомления с кодом подтверждения для подписания документа. Устанавливать средство криптозащиты, например КриптоПро CSP, настраивать компьютер или работать только на одном компьютере не понадобится.

Например, в компании внедрили сервис кадрового ЭДО, для подписания документов используют НЭП. Сотрудник компании оформляет сертификат НЭП через Госуслуги. После чего заходит в кадровый сервис, выбирает документ и нажимает «Подписать». Ему на телефон приходит сообщение с пин-кодом. Он вводит его в сервисе. Документ подписан.

Подробно процесс выпуска и применения сертификата НЭП описан в технической документации.

Как начать пользоваться

Для использования в продуктах Контура (кадровый документооборот в Диадоке и обмен документами в Сайне) сертификат неквалифицированной электронной подписи можно получить прямо из сервиса. 

Если необходимо применять НЭП в собственной информационной системе, то выпуск сертификата происходит в Корпоративном центре регистрации. Чтобы узнать подробнее об этой технологии или подключить в вашей системе, напишите команде проекта на почту ca_integration@skbkontur.ru.  


Новости по теме

Контур предлагает бесплатный сертификат физлица вместе с сертификатом на сотрудника

С 20 сентября пользователи Контура, получающие сертификат электронной подписи на сотрудника юрлица, могут выпустить бесплатный сертификат физлица. Это поможет компаниям заранее подготовиться к изменениям 2023 года — когда сотрудникам понадобится электронная подпись физлица и машиночитаемая доверенность.

Удостоверяющие центры СКБ Контур в 2021 году выдали наибольшее число сертификатов электронной подписи в России

По данным федерального ситуационного центра Электронного правительства, УЦ СКБ Контур и УЦ Сертум-Про вошли в топ-10 аккредитованных удостоверяющих центров, выдавших наибольшее число сертификатов.

Обязательное применение электронных доверенностей планируют перенести

Перенести обязательное введение электронных доверенностей решили участники межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ. Это означает, что сотрудники и уполномоченные лица организаций и ИП смогут работать без изменений. Подробности — в новости.