Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика, 44-ФЗ предоставляет им такое право. Многие любят эту неконкурентную процедуру, а иногда даже обязаны осуществлять именно такой способ закупки. Но бывают случаи, когда закупку у единственного поставщика проводить нельзя. Разберемся с особенностями проведения закупки у единственного поставщика в нашей статье.
Закупка у единственного поставщика как право заказчика
Законом о контрактной системе закреплено право заказчика закупать товары, работы или услуги (ТРУ) у единственного поставщика. Перечень случаев установлен в ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ. И с 2015 года он стал еще больше.
На основании Федеральных законов от 29.12.2014 № 458-ФЗ и от 31.12.2014 № 519-ФЗ в конце прошлого года перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком был расширен. Изменения коснулись строительства объектов для утилизации отходов, а также сбора и обработки первичных статистических данных. В настоящее время установлено 43 случая, при которых заказчики могут осуществлять закупку у единственного поставщика.
Обратите внимание, что если закупка не указана в приведенном перечне в ч. 1 ст. 93, то закупать ТРУ у единственного поставщика нельзя.
Малые Закупки
Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые ТРУ на сумму не более 100 тыс. руб. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб., или не должен превышать 5 % от совокупного годового объема закупок, и не должен составлять более чем 50 млн руб. Более подробно о малых закупках рассказал Юрий Майский.
Неконкурентная процедура
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся, за исключением запроса предложений, то заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: если закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).
Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в Федеральной Антимонопольной службе (ФАС) в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
Преимущества
Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки
При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов будет повышенное внимание именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Форс-мажор
Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.
Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.
Далее — несколько примеров.
Пример 1. Конец финансового года
Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.
На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.
Пример 2. Профилактика
Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?
Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.
На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.
В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.
Пример 3. Контракт после аварии
Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?
Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.
Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.
Выводы
Случаев, когда заказчик может проводить закупку у единственного поставщика, стало больше. Законодатели пошли навстречу участникам контрактной системы и расширили перечень до 43 пунктов.
Однако это не означает, что заказчик должен делать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникать в детали.
Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.
Ольга Степанцева,
эксперт «Школы электронных торгов»