Электронные процедуры закупок: что меняется в 44‑ФЗ?

5 сентября 2014 54

Рассказывает Чибисов Роман Сергеевич, практикующий специалист в области электронных торгов и госзакупок, преподаватель семинара «Электронные торги по 44-ФЗ. Положения контрактной системы и практика на ЭТП «Сбербанк-АСТ»

Закон «О контрактной системе» 44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, уже был подвергнут серьезным изменениям, совершенствующим закупочную деятельность для государственных и муниципальных нужд. И продолжает изменяться. Основные тенденции — уточнение требований к участникам, расширение возможности применения электронных процедур, изменение в регулировании закупок у единственного поставщика, упрощение процедуры подачи заявки. Рассмотрим их подробнее в нашей статье.

Учитывая быстрое развитие информационных технологий, контрактная система, как ожидается, будет совершенствоваться в направлении перевода закупок в электронный вид. Как вы помните, согласно текущему законодательству, из всего перечня способов определения поставщика, возможность проведения процедуры полностью в электронной форме существует только у аукционов. Таким образом, остальные процедуры определения поставщиков, конкурсы, запросы предложений, запросы котировок, проводятся в «бумажной» форме.

Разумеется, при проведении традиционных «бумажных» процедур существуют определенные риски.  Как вы помните, с 1 января 2014 года необходимо подавать в конвертах не только конкурсные заявки, но и котировочные. При подаче заявки в конверте возможны нарушения, например, вскрытие конверта ранее установленного срока, что дает возможность заказчику «подсмотреть» существенные условия исполнения контракта, которые предлагает участник.

Следующая проблема при проведении «бумажных» процедур — это сама процедура подачи заявки. Мы живем в большой стране, и не секрет, что многие поставщики участвуют в процедурах закупок в разных регионах, где бы ни находились заказчики. Из-за этого возникают сложности в пересылке заявок заказчику — либо самостоятельно, либо через курьера. Даже курьерские компании не всегда имеют возможность вовремя доставить конверт с заявкой до окончания срока подачи заявок в удаленные уголки нашей страны. А поданные с опозданием заявки, как известно, не рассматриваются и подлежат возвращению участнику. 
Зачастую издержки на подготовку и отправку заявки перекрывают разумные размеры (затраты на бумагу, картриджи, оплата услуг курьера и пр.). В таких случаях поставщики попросту отказываются от участия в некоторых процедурах. Как следствие этого — снижение конкуренции в торгах.

Электронные закупки позволят увеличить конкуренцию на торгах, 
так как участники закупок не будут ограничены ни временем работы заказчика, ни географическим расположением.

Для заказчиков электронные закупки будут выгодны и тем, что сама собой отпадет необходимость хранить объемные заявки, документацию, протоколы и прочие документы, составляемые в процессе осуществления закупок.

Еще одна причина перехода к электронным процедурам — повышение прозрачности и открытости осуществления закупок (как один из главных принципов контрактной системы). Не секрет, что на обработку бумажных документов контрольному органу требуется больше времени и трудозатрат, чем на обработку электронных. В связи с этим необходимо оптимизировать работу системы контроля и аудита путем автоматизации. 

Некоторые поставщики боятся, что, вскрыв конверт, недобросовестный заказчик может заменить, к примеру, страницу с предложением о цене,  либо вовсе целый документ в составе заявки. Эти коррупционные риски говорят о необходимости повышения открытости и прозрачности закупок. С расширением использования электронных форм снизятся риски сговора заказчика и подрядчика, существующие при анонимном рассмотрении заявок.

Стоит заметить, что для внедрения электронных форм закупок необходимо провести большой объем работ. Судя по тенденциям развития закупок для государственных и муниципальных нужд, мы с Вами сможем наблюдать изменения уже в ближайшее время. Министерство экономического развития РФ уже подготовило проект поправок в Закон о контрактной системе, предусматривающий переход на электронные процедуры определения поставщиков. Планируется, что они вступят в силу с начала 2015 года.

Кроме того, во время осенней сессии Государственная дума Российской Федерации планирует рассмотреть целый комплекс поправок в 44-ФЗ, касающихся установления требований к участникам закупки, изменений в регулировании закупок у единственного поставщика, а также участия в госзакупках сельскохозяйственных товаропроизводителей.


Новости по теме

Контур помогает компаниям выпускать НЭП через Госуслуги

Удостоверяющий центр Контура запустил удаленный выпуск сертификатов неквалифицированной электронной подписи через Госуслуги. НЭП подходит для юридически значимого подписания документов внутри одной системы. Технологию уже используют системы кадрового документооборота и сервис документооборота самозанятых.

Контур предлагает бесплатный сертификат физлица вместе с сертификатом на сотрудника

С 20 сентября пользователи Контура, получающие сертификат электронной подписи на сотрудника юрлица, могут выпустить бесплатный сертификат физлица. Это поможет компаниям заранее подготовиться к изменениям 2023 года — когда сотрудникам понадобится электронная подпись физлица и машиночитаемая доверенность.

Удостоверяющие центры СКБ Контур в 2021 году выдали наибольшее число сертификатов электронной подписи в России

По данным федерального ситуационного центра Электронного правительства, УЦ СКБ Контур и УЦ Сертум-Про вошли в топ-10 аккредитованных удостоверяющих центров, выдавших наибольшее число сертификатов.

Обязательное применение электронных доверенностей планируют перенести

Перенести обязательное введение электронных доверенностей решили участники межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ. Это означает, что сотрудники и уполномоченные лица организаций и ИП смогут работать без изменений. Подробности — в новости.